Поделиться:

О знаменитости

Георгий Макарович Степаненко: биография


Георгий Макарович Степаненко биография, фото, истории - российский инженер путей сообщения

российский инженер путей сообщения

Биография

Родился в многодетной семье бедного чиновника.

Образование и начало работы

Окончил реальное училище в Кременчуге, Петербургский технологический институт (1888). Во время получения высшего образования давал частные уроки. Ещё будучи студентом, работал подённым рабочим и мастеровым в железнодорожных мастерских, помощником машиниста и машинистом. Некоторое время работал машинистом и после окончания института.

Инженер на российских железных дорогах

С 1890 работал помощником начальника участка, контролёром службы тяги и начальником участка на частных Лозово-Севастопольской и Рязанско-Уральской железных дорогах, занимался организацией участков тяги и строительством мастерских.

С 1898 — помощник начальника службы тяги строившейся части Среднесибирской железной дороги. По окончании постройки Среднесибирской железной дороги был приглашён на постройку Второй Екатерининской железной дороги, где служил начальником механического отдела. Возглавлял проектировку и строительство всех механических сооружений дороги и создание главных Александровских паровозных мастерских, которые после сооружения получили статус показательных. По его инициативе на Второй Екатерининской железной дороге впервые на российских железных дорогах были введены в качестве силовых двигателей двухгазовые устройства, бывшие тогда нововведением в железнодорожной сфере. В связи с этими работами выезжал в командировку в Швейцарию.

С 1906 — помощник начальника службы Екатерининской железной дороги. Автор доклада об особенностях и недостатках вводимого тогда на российских железных дорогах типа мощного товарного паровоза, который был одобрен на трех съездах инженеров в городах Харькове, Москве и Петербурге и стал основанием для модернизации паровозов. Одновременно с работой на железной дороге читал лекции по технологии металлов в Екатеринославском горном институте. Одновременно был техническим консультантом, возглавлял основанный им товарищеский кружок инженеров, руководил техническим обществом. С конца 1913 — начальник службы тяги Самаро-Златоустовской железной дороги. В Самаре также возглавлял техническое общество.

Работа во время Первой мировой войны

С июля 1915 руководил созданием во Владивостоке железнодорожных мастерских для сборки американских вагонов. Работы начались в августе 1915, а уже спустя год была запущена крупнейшая в мире компрессорная установка с 6500 рабочих, были выпущены на железные дороги и отправлены с воинскими припасами более 12 000 большегрузных вагонов (33 000 обычных вагонов). К февралю 1917 мастерские не работали в ожидании исполнения США второго заказа вагонов. Однако после Февральской революции управление мастерскими было захвачено рабочими, и Степаненко оставил свою должность.

С 1917 — помощник начальника Омской железной дороги.

Деятельность в период Гражданской войны

С 19 июня 1918, после свержения власти большевиков на Востоке России, был назначен заведующим отделом путей сообщения Сибири в Западно-Сибирском Комиссариате. С 1 июля 1918 — управляющий министерством путей сообщения во Временном Сибирском правительстве. С августа 1918, одновременно, входил в состав Административного совета. Был сторонником единоначалия в управлении железными дорогами, противником вмешательства профсоюзов в техническую деятельность, активно внедрял сдельную оплату труда. С 4 ноября 1918 — товарищ министра путей сообщения Временного Всероссийского правительства, с 18 ноября 1918 — Российского правительства, действовавшего при Верховном правителе А. В. Колчаке.

Был арестован большевиками, заключён в тюрьму в Омске и предан суду. В последнем слове, в частности, сказал: В течение всей своей жизни я не накопил никаких материальных благ. И единственное, что я сохранил — это свободная чистая совесть. Чрезвычайным революционным трибуналом Сибири в мае 1920 был приговорён к пожизненному заключению с применением принудительных работ.

Библиография

  • Процесс над колчаковскими министрами. Май 1920. М., 2003.
  • Дмитриев Н. И. Министры-путейцы // Белая армия. Белое дело. Исторический научно-популярный альманах. № 10. Екатеринбург, 2002.


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Тохтамыш Тохтамыш

хан Золотой Орды, потомок Чингисхана

Хан Батый (Бату) Хан Батый (Бату)

монгольский хан, внук Чингисхана, основатель Золотой Орды

Анна Австрийская, королева Франции Анна Австрийская, королева Франции

французская королева, жена Людовика XIII

Анна Иоанновна Романова Анна Иоанновна Романова

российская императрица из династии Романовых

Иван Калита Иван Калита

московский князь

Анна Болейн Анна Болейн

королева Англии, жена Генриха VIII

Рюрик Рюрик

первый русский князь, основатель династии Рюриковичей

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора