Поделиться:

О знаменитости

Олег Тистол: биография


С 1984 года Олег Тистол начал работать над проектом «Украинские деньги». Проект растянулся до 2001 года (в начале 1990-х к нему присоединился Николай Маценко): из рисунков и офортов он превратился в огромные живописные панно и инсталляции. В проекте Олега Тистола банкноты представлены как категория культурно-символическая, не только фиксирующая историю национальной государственности (в 1918 году дизайн «украинских карбованцев» разрабатывали такие выдающиеся художники как Г. Нарбут, М. Бойчук, А. Богомазов), но и отражающая главные черты украинской современности. В его проекте денег исторические «украинские бренды» — легендарная Роксолана, гетманы, всадники-казаки, геральдические фигуры и псевдобарочные узоры прочитываются через советскую эстетику трафаретов и клише. Художник вводит призраки национального мифа в определенность «маркированных пространств» современного рынка.

Параллельно, с середины 1990-х, вместе с Николаем Маценко, Олег Тистол работает над проектом «Нацпром» — исследованием национальных стереотипов, зафиксированных в предметной среде. В их совместных работах «Музей Ататюрка», «Музей Архитектуры», «Музей Украины», «Мать городов», сочетающих живопись, фотографию и художественные объекты, архитектура рассматривается как декорация, оформляющая жизненные спектакли. Прошедшие сквозь фильтры авторского видения известные и рядовые сооружения становятся миражами, в любую минуту готовыми уступить место новым строительным фантазиям. Работы художников привлекают внимание к чрезвычайно актуальной на Украине теме — манипуляции историческим наследием, популярности «архитектурных реконструкций», заполняющих историческую застройку городов стилизованными муляжами.

Тему «стереотипов» Олег Тистол продолжает в цикле картин «Национальная география» (1998—2004), где к ней присоединяются проблемы аутентичности и глобализации. Материалом для картин послужили старые иллюстрированные журналы с фотографиями «народов мира». Национальная экзотика рассматривается здесь как актуальная стратегия «продажи локальных брендов на глобальном рынке» .

События Оранжевой революции 2004 года, когда вся страна часами не отходила от телеэкранов, следя за развитием политической ситуации, для Тистола стали импульсом к созданию своей версии «постмедийной картины» — проекта «TV + реализм». Художника заинтересовали метаморфозы, которые претерпевает образ на экране, превращая человеческую индивидуальность в плоский медийный имидж. Перенося теле-изображения на полотно, художник трактует их как готовые объекты, способные становиться дважды иллюзорными, когда иллюзорность живописи накладывается на иллюзорность экрана.

Переводя теле-картинку в формат картины, используя принцип разложения частот, пиксельную природу медиа-изображения, художник подключает её к традициям сюжетной живописи, выстраивая пространство холста по её классическим законам.

Цикл картин Олега Тистола «Горы» демонстрирует его метод работы со стереотипом. Начатый в 1987 году, проект состоит из серий «Пейзаж», «Синай», «Кавказ», «Казбек» и «Арарат». Все работы цикла построены по единому принципу: на полотнах, перекрытых полосами локального цвета, реалистично написаны вершины гор, поверх полос расположены трафаретные орнаменты. Лаконичные «Горы» Тистола наполнены игрой смыслов, символов и шифров. Этот цикл имеет свою историю: картинка на пачке папирос «Казбек» — цитата известного произведения художника Е. Лансере. Тистол из внехудожественного, бытового пространства возвращает «картинку» в пространство новой картины, но не простым повторением, а как знак, в котором есть художественные и нехудожественные смыслы.

С 2006 года Олег Тистол работает над проектом «Ю. Бе. Ка» («Южный берег Крыма»). Продолжая свой поиск стереотипов, художник находит их в обычном окружении. Главным сюжетом проекта стали пальмы на ялтинской набережной. Так продолжается тема «национальной географии», где Крым — символ места отдыха, вечных каникул, рая. Здесь Тистола привлекает та рукотворная среда, которая делает пейзаж частью культуры, ведь пальмы — не аутентичное дерево Крыма, они были посажены здесь в XX столетии, формируя его «новый стереотип». В «Ю.Бе. Ка.» используются техники фотографии, живописи и рисунка, которые легко переходят из одного в другое. В проект вошли живописные полотна и циклы принтов, фоном для которых послужили страницы школьных тетрадей, беглые заметки, случайные наброски, чеки супермаркетов, счета из гостиниц и прачечных, письма, баннеры прошедших выставок, авиа-билеты.

Участие в биеннале

  • 2001 — «Первый украинский проект», 49-я Венецианская биеннале.
  • 1996 — «Интерфото», Московская фотобиеннале.
  • 1994 — «17-е сентября», 22-я Биеннале в Сан-Паулу.

Работы находятся в собраниях

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

 

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Путь Дмитрия Юрченко: биография без прикрас

Путь Дмитрия Юрченко: биография без прикрас

Группа компаний 1520: проектирование и строительство ж/д узлов

Группа компаний 1520: проектирование и строительство ж/д узлов

Владимир  Крупчак. Бухта радости

Владимир Крупчак. Бухта радости