Роберт Людвигович Бартини: биография
В 1946 Бартини был освобождён и после смерти Сталина реабилитирован (1956).
С 1948 года работал в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в Таганроге. С 1952 Бартини — главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина. Здесь он создает проект самолета Т-203. Проект Р. Л. Бартини, представленный в 1955 году, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект был отклонен, так как заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение к С. П. Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.
В 1956 Бартини был реабилитирован, а в апреле 1957 г. откомандирован из СИБНИА в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П. В. Цыбина под руководством Бартини до 1961 было разработано 5 проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 т разного назначения (проекты «Ф», «Р», «Р-АЛ», «Е» и «А»). «Стратегические треуголки» помимо прекрасных летных характеристик, должны были оснащаться бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), бывшим по тем временам верхом совершенства. Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (А. Н. Туполева) и ОКБ-23 (В. М. Мясищева), дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолета так и не было принято. В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ — развития А-57.
Именно в этот период Бартини замыслил проект крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны. Им были проведены работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик таких самолетов. Первым шагом в этом направлении стал небольшой Бе-1, прошедший летные испытания в 1961—1963 годах.
В 1968 коллектив Р. Л. Бартини из Подмосковья переезжает на завод им. Г. Димитрова в КБ Г. М. Бериева (Таганрог), специализировавшееся на гидросамолетах. Здесь в соответствии с концепцией «безаэродромных самолетов» в 1972 были построены два противолодочных самолета ВВА-14 (М-62; «Вертикально взлетающая амфибия»). В 1976 г. один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Через некоторое время после смерти Р. Л. Бартини в 1974 г. работы над этими летательными аппаратами были прекращены под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), работавшего над летающими лодками А-40 и А-42. Награждён орденом Ленина (1967). 14 мая 1997, в день 100-летия со дня рождения, в фойе ОКБ ТАНТК им. Бериева появилась мемориальная доска Р. Л. Бартини.
Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Летательные аппараты Р. Л. Бартини
На счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолетов, в том числе:
- МТБ-2 (1930) — морской тяжелый бомбардировщик (проект)
- Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
- Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
- ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
- Сталь-8 (1934) — истребитель на базе Сталь-6 (проект)
- Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940) — дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428)
- Ер-4 (1943) — дальний бомбардировщик (опытный)
- Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
- Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
- Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
- Т-108 (1945) — легкий транспортный самолёт (проект)
- Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолет (не достроен)
- Т-200 (1947) — тяжелый военно-транспортный и десантный самолет (проект)
- Т-203 (1952) — сверхзвуковой самолет с оживальным крылом (проект)
- Т-210 — вариант Т-200 (проект)
- Т-500 — тяжелый транспортный экранолёт (проект)
- А-55 (1955) — бомбардировщик — летающая лодка средней дальности (проект)
- А-57 (1957) — стратегический бомбардировщик — летающая лодка (проект), дальность 14000 км
- Е-57 — (проект) гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж — 2 человека. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность — 7000 км.
- Р-57(Ф-57) — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57
- Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57
- Бе-1 (1961) — легкая амфибия (опытный — для исследования экранного эффекта)
- МВА-62 (1962) — проект самолёта амфибии с вертикальным взлётом и посадкой.
- ВВА-14М-62 (1972) — вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт (модификация 14М1П)
Комментарии
Комментарии
физик, инженер, великий изобретатель
автор теории относительности, физик-теоретик
великий ученый Возрождения, философ, математик, астроном, изобретатель
член-корреспондент Академии наук Украины, директор Института физики АН Украины
польский учёный-естествоиспытатель, изобретатель
американский физик и радиоинженер, основоположник радиоастрономии
китайский и американский физик
российская, ранее советская, шахматистка, международный мастер ИКЧФ среди женщин