Поделиться:

О знаменитости

Хазанкин Роман Григорьевич: биография


Хазанкин Роман Григорьевич биография, фото, истории - советский и российский педагог, заслуженный учитель школы РСФСР
День рождения 03 апреля 1947

советский и российский педагог, заслуженный учитель школы РСФСР

Биография

Р. Г. Хазанкин родился 3 апреля 1947 года в Тяньцзине (Китай). Родители Хазанкина, Григорий Наумович и Любовь Давыдовна (урождённая Дондо), родились в Китае, в городе Харбин. Их родители перебрались в Китай из России, из Томска в поисках работы. Родители Р. Г. Хазанкина были гражданами сначала России, потом СССР, так что факт рождения старшего брата и самого Р. Г. Хазанкина был зарегистрирован в Генконсульстве СССР в Китае. Когда в 1947 году началась кампания по возвращению всех граждан СССР, проживающих в Китае, на Родину (репатриации из Китая в СССР), родители Р. Г. Хазанкина вместе со своими родителями и двумя детьми вернулись в СССР и в октябре 1947 года оказались в г. Белорецке Башкирской АССР. Всё детство, юность и взрослая жизнь Р. Г. Хазанкина связаны с Белорецком (кроме нескольких лет учёбы в ВУЗе, аспирантуре и службы в армии).

Система обучения математике

Р. Г. Хазанкин является создателем системы обучения школьников математике, которая называется «Вертикальная педагогика». Разработанная в конце 1970-х годов, она применяется до сих пор им и рядом его последователей и даёт при этом устойчивые высокие результаты обучения и воспитания школьников.

Отличительные особенности системы:

  • изменение целей обучения и воспитания школьников. Главные цели — научить школьников читать, писать и говорить; научить их сотрудничеству, созиданию, сопереживанию и сорадованию; научить задавать вопросы по сути изучаемых вещей учителям, старшим школьникам и соученикам; научить школьников делать работу вовремя — вовремя работу начинать, вовремя её продолжать и вовремя, к положенному сроку, её завершать.
  • планирование учебной нагрузки учителя так, чтобы у него образовалась «вертикаль», то есть по одному классу — например, с седьмого по одиннадцатый класс (аналогично с пятого по девятый). При этом учебный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик более старшего класса был активным помощником учителю в обучении одного ученика из класса ниже.
  • изменение традиционной структуры урока.

Система уроков математики

Ещё одна педагогическая разработка Р. Г. Хазанкина — система уроков, которая включает:

  • урок-лекцию;
  • урок-решение ключевых задач, впервые введенный Р. Г. Хазанкиным, где учитель вместе с учениками вычленяет минимальное число задач, при решении которых реализуется изученная теория;
  • урок-консультацию, на котором вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель;
  • урок-зачет, где школьники из старшего звена вертикали по специально подготовленным блок-схемам опрашивают младших учеников, при этом работа идёт в парах (ученик-ученик), обсуждаются вопросы теории, приемы и методы решения ключевых задач, идёт совместная работа по составлению новых задач;
  • урок анализа результатов зачетного занятия в парах, на котором учитель систематизирует и анализирует трудности, испытанные школьниками, используя зачетные карточки, в которых старшие школьники оценили усвоение теории, практики и умение оформлять решение задач своими подопечными;
  • контрольный урок, на котором уже учитель оценивает работу учеников и старшего, и младшего звена;
  • урок анализа контрольной работы.

Организаторская и педагогическая деятельность

  • Р. Г. Хазанкин — один из организаторов образовательной структуры — Уральского регионального экспериментального учебно-научного комплекса (УРЭК). С 1990 года в состав УРЭК входит Белорецкая компьютерная школа (БКШ), где в настоящее время он продолжает работать с детьми, совмещая эту работу с преподаванием методики математики в Башкирском государственном университете в должности профессора кафедры математического анализа. В 1994 г. Министерство образования РФ и Международный Фонд "Культурная инициатива" отметили работу коллектива БКШ, под научно-методическим руководством Р. Г. Хазанкина, Грантом 1-й степени.
  • Провел курсы повышения научной квалификации учителей математики более чем в 40 городах России и ближнего зарубежья. Участники этих курсов получают специальные удостоверения о полученном повышении квалификации.
  • Р. Г. Хазанкин — организатор и участник многих (в том числе международных) конференций по проблемам образования. В 2000 году в городе Дубне был сопредседателем международной конференции «Математика и общество, математическое образование на рубеже веков», где им был сделан пленарный доклад «Математическое образование и средняя школа». Один из активных организаторов международных конференций «Турнир городов», которые трижды проходили в г. Белорецке, а также участник большого числа конференций Всероссийской ассоциации учителей математики, участник и докладчик международного математического конгресса в г. Копенгагене (2004), посвященных вопросам математического образования. Председатель жюри первого Всероссийского конкурса учителей математики по решению математических задач «Золотой ключ».

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Алевтина Анатольевна Черникова Алевтина Анатольевна Черникова

ректор МИСиС, учёный и политик

Лев Давыдович Лев Давыдович

краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума

Наталья Николаевна Яровенко Наталья Николаевна Яровенко

российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24

Гогэн Ямагути Гогэн Ямагути

выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги

Яблонский Нил Александрович Яблонский Нил Александрович

советский художник и преподаватель

Жерар Эккинг Жерар Эккинг

французский виолончелист лотарингского происхождения

Константин Жорж Ромен Эже Константин Жорж Ромен Эже

бельгийский учитель викторианской эпохи

Владимир Петрович Шмидт Владимир Петрович Шмидт

капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора