Поделиться:

О знаменитости

Хань Гань: биография


Хань Гань биография, фото, истории - китайский художник эпохи Тан

китайский художник эпохи Тан

Хань Гань принадлежит к тем старинным китайским художникам, чьи биографии расцвечены легендами и анекдотами. О нем сохранилось довольно много упоминаний, в той или иной степени отражающих фигуру реального Хань Ганя, но не сохранилось ни одного абсолютно достоверного произведения.

Согласно жившим в IX веке авторам трактатов о живописи Чжан Яньюаню и Чжу Цзинсюаню, а также более поздним китайским ученым, Хань Гань происходил из бедной столичной семьи, в молодости работал прислужником в небольшом кабачке, где его заметил известный поэт и художник Ван Вэй, разглядевший в нем талант. В дальнейшем Ван Вэй взял юношу под свое покровительство, оплатил его образование, и ввел в круг своих знакомых. Далее он был представлен императору Сюаньцзуну (712-756), который, как гласит предание, потребовал, чтобы Хань Гань нарисовал коней в манере лучшего придворного мастера Чэнь Хуна. Как пишет Чжу Цзинсюань: «Изумленный несходством представленных работ с картинами Чэнь Хуна, он осведомился, что было тому причиной. Хань Гань ответил: “Ваш слуга имел собственные оригиналы, все они — лошади в конюшне Вашего Величества”. Государь пришел в восхищение».

Mental Hospital: Conditions and Treatments for Patients - History in the 1950s (1953)



Все видео

Этот случай стал причиной расположения императора к художнику и дальнейшего покровительства. Впрочем, в этом не было ничего удивительного – лошади, особенно выносливые, низкорослые породы из Центральной Азии всегда были страстью танского императорского дома. Однако образ этого животного разными танскими императорами воспринимался по-своему. На заре этой династии, в суровые времена, когда велись войны за объединение Китая, лошадь была боевым другом, с которым воин делил все ратные тяготы. Именно такой смысл вложен в изображения шести коней на знаменитых рельефах мавзолея императора Тайцзуна (626 – 649), созданных по рисункам Янь Либэня. Веком позднее, когда танская империя купалась в благополучии, император Сюаньцзун пополнил свои конюшни стадом более чем в сорок тысяч лошадей, полученных в дань из Западного края. Этих коней, никогда не видевших полей сражений, обучали танцевать перед Сыном Неба. Перестав быть бойцами, они окончательно сравнялись в своем статусе с наложницами императорского гарема. А художникам Чэнь Хуну и Хань Ганю давались императорские поручения создавать портреты самых любимых коней.

Интересно то, что, судя по дошедшим от той поры произведениям, эти конские портреты не были так реалистичны, как изображения лошадей в раннетанскую эпоху, когда правил император Тайцзун. Хань Гань создавал портреты коней в русле моды, существовавшей в эпоху правления Сюаньцзуна. Для этой моды было характерно изображение румяных, весьма дородных дам, с толстыми щеками, и округлыми формами тела. Такой женский тип доминировал и в скульптуре, и в живописи этого периода. Кони Хань Ганя также имеют неестественно округлые формы, и исследователи видят здесь прямые стилистические параллели с модой на изображения танских дам. Вероятно, по этой причине известный поэт и литератор Ду Фу упрекал Хань Ганя в том, что тот «рисует только конскую плоть, но не костяк». Однако Чжан Яньюань (IX в.), автор трактата «Записки о прославленных мастерах разных эпох» восторгался Хань Ганем, и называл его «величайшим художником всех времен, изображавшим коней», утверждая, что он смог ухватить самый дух коня.

Справедливость слов Чжан Яньюаня можно понять, посмотрев на рисунок Хань Ганя «Молния в ночи». Такое поэтичное название было дано одному из самых любимых коней императора Сюаньцзуна. Несмотря на то, что Чжу Цзинсюань пишет о центральноазиатских лошадях («Масть их была необычна, а облик причудлив; у них были раздувшиеся бока и толстые копыта. Когда с ними отправлялись в путь по опасной дороге, ехать было покойно, как в паланкине»), конь на рисунке Хань Ганя отличается от натуралистических изображений лошадей из Центральной Азии - у него короткие, очень тонкие ноги и округлое тело. Он бьёт копытом, яростно пытаясь освободиться, и, задрав голову, ржёт. Однако, борьба безнадежна – конь привязан к высокому столбу. Конь обращает свой измученный взор к зрителю, как бы взывая к состраданию. Он очеловечен художником, в его облике содержится намек на трагическую сторону придворной жизни.

Сегодня Хань Ганю с разной степенью уверенности приписывается еще несколько конских изображений. Однако творчество художника было гораздо шире. Согласно старинным источникам, он занимался портретом (правда, не так удачно, как Чжоу Фан – об этом есть исторический анекдот, изложенный в трактате Го Жосюя), росписями буддийских храмов, изображениями бодхисаттв, великих монахов, и демонов. Буддийские росписи погибли вместе с храмами в ходе рестрикций, проведённых в 845 году в отношении буддизма, а из 52 его работ, хранившихся в сунской императорской коллекции в конце XII века, ни одна не дожила до наших дней.

Литература.

  • Чжу Цзинсюань "Записи о прославленных художниках династии Тан" // Народы Азии и Африки, № 6. М. 1989
  • Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал» М. Наука. 1978.
  • Three Thousand Years of Chinese Painting. Yale University Press. 1997.

Ссылки.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора