Биография
1859—1908 годы
Идэ-Лейб Цирельсон родился в уездном городке Козелец Черниговской губернии, где его отец Мойше-Хаим Цирельсон был раввином. Рано проявил незаурядные способности и уже к 19 годам получил должность духовного раввина в Прилуках соседней Полтавской губернии (1879); в 1907 году там же стал казённым раввином. В эти годы — много выступал с публицистическими статьями на иврите в газетах «hаМелиц» (Защитник, Петербург), «hаЦефира» (Время, Варшава), «hаМагид» (Проповедник, Краков), журнале «hаЗман» (Время, Вильна), регулярно сотрудничал с варшавской газетой на идише «Дэр Юд» (Еврей), опубликовал сборник поэзии и эссеистики на иврите «Дэрэх Слула» (Проторенный путь, 1902), брошюры на русском языке «Русско-японская война» (1904) и «Анализ мыльных пузырей» (1908, обе в Одессе), приобрёл широкую известность как оратор. Участвовал в первой всероссийской сионистской конференции в Варшаве в августе 1898 года, где выступил против светской образовательной деятельности сионистского движения; одно время поддерживал идею религиозного сионизма, но впоследствии разочаровался в сионистском движении как таковом.
1908—1918 годы
С 1908 года — духовный и казённый раввин в Кишинёве (Бессарабская губерния). В 1910 году избран председателем всероссийской раввинской комиссии (ваад hарабоним) и занимал эту позицию до 1917 года, когда комиссия была расформирована. Как полномочный представитель руководства еврейских религиозных общин России составлял обращения к власти по различным вопросам, касающимся еврейского населения страны, в частности в 1911 году опубликовал письмо-протест за подписью 300 раввинов Российской империи в связи с разворачивающимся делом Бейлиса. Получил звание Почётного Гражданина Российской империи и генерала-духовника.
В 1912 году стал одним из основателей всемирного ортодоксального движения «Агудас Исроэл» (Союз Израиля), был организатором учредительного конгресса движения в том же году в Катовице (Пруссия). Создал в Кишинёве бессарабское отделение «Агудас Исроэл» (с 1920 года — автономное отделение), которым руководил почти до конца жизни. В 1923 и 1929 годах председательствовал на Первом и Втором всемирных конгрессах движения (кнесия гедола) в Вене; принял участие в работе Третьего конгресса в 1937 году; входил в президиум центрального исполнительного комитета и в так называемый совет мудрецов движения. На конгрессе 1923 года как председательствующий поддержал предложение люблинского раввина Меера Шапиро о введении синхронного годичного цикла чтения Талмуда по всему миру (даф йоми), принятого по сей день.
После 1918 года
После присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 году стал главным раввином Бессарабии (секретарём Цирельсона был раввин И. Ш. Эпельбойм); в следующем году основал в Кишинёве еврейские детские сады, религиозную гимназию (лицей) «Моген Довид» (Щит Давида), а также знаменитую «Ешиву Цирельсона», в которой обучались многие известные впоследствии религиозные деятели разных стран (например будущий Рыбницкий Ребе Хаим-Занвл Абрамович, Бухушский Ребе Ицхок Фридман, Боянский Ребе Менахем Брайер и другие). Пользовался широким уважением в самых разных еврейских кругах, включая разнообразные хасидские движения, особенно среди последователей ружинской и чернобыльской династий, хабадников копустского (копыщенского) толка.