Происхождение Шамши-Адада
Отцом Шамши-Адада назван в надписи Асархаддона некий Белкаби («Бог — его звезда»). Это имя, очевидно, тождественно с Игуркабкабу, отчеством Шамши-Адада, известным по штампованной надписи на кирпичах, найденных в Ашшуре, и с Илукапкапи, каковым именем назван отец Шамши-Адада в Хорсабадском царском списке. Несмотря на то, что Белкаби не называется «жрецом Ашшура» в надписи Асархаддона, лишён титула энси, на штампованных кирпичах из Ашшура, не является правителем Ассирии в Хорсабадском списке, тем не менее, он был самостоятельным правителем какой то области Верхней Месопотамии (возможно, в Терке). Об этом упоминает дипломатическое письмо из Мари, согласно которому Белкаби предпринял нападение на Мари, а его посол известен из документов, найденных в Эшнунне. В одном частноправном документе датированным 1-м годом Син-мубаллита отца Хаммурапи контрагенты клянутся именем вавилонского царя и именем Белкаби. За то, что Белкаби занимал положение самостоятельного правителя говорит и то обстоятельство, что Шамши-Адад в Хорсабадском списке не объявлен узурпатором, хотя и не является сыном своего предшественника Эришума II. Хотя позднейшие ассирийские царские списки действительно включали его (а, равно как, и ряд его предков) в число ассирийских царей, и хотя Шамши-Адад оставил множество своих надписей в городе Ашшуре и произвёл коренную реформу его канцелярий, введя в них новую (вавилонско-евфратскую) письменную традицию, он никогда не считал себя царём Ашшура, и не связывал своих царских титулов («царь множеств (шаркишшатим), поставленный Эллилем») ни с Ашшуром, ни с его богами. Там он принял сначала титул ишшиаккум, а позже называл себя только строителем храма бога Ашшура.
Захват Ашшура
Шамши-Адад упоминает Эришума I и его сына Икунума как своих предшественников на троне Ашшура, совершенно умалчивая о следующих после Икунума четырёх правителях: Саргоне I, Пузур-Ашшуре II, Нарам-Сине и Эришуме II. Это объясняется тем, что Шамши-Адад занял Ашшур не сразу. Первоначально Шамши-Адад, вероятно, базировался на город Шубат-Эллиль («Дом Эллиля»), местоположение которого не вполне ясно. Вероятно, он располагался в верховьях Хабура, приблизительно в 270 км к северо-западу от Ашшура. История завоеваний Шамши-Адада не вполне понятна. Известно лишь, что они шли в двух основных направлениях: по Евфрату и к западу от него, и по Тигру и к востоку от него.
По данным позднейшей традиции, восточная операция Шамши-Адада заключалась в следующем. Начав с похода на Нижнюю Месопотамию, он затем поднялся вверх по Тигру и, ещё при жизни Нарам-Сина Ашшурского, занял на этой реке город Экаллатум (в районе нынешней Хан-Шуреймии), а через три года он захватил и Ашшур, изгнав оттуда приемника Нарам-Сина Эришума II. Город Экаллатум, видимо, стал главным административным центром державы Шамши-Адада. В нём Шамши-Адад посадил правителем своего старшего сына, носившего не аморейское имя, а аккадское – Ишме-Даган. Впоследствии Ишме-Даган стал фактически соправителем отца. В то же время была захвачена и Ниневия. В своей единственной надписи из Ниневии сам Шамши-Адад связывает начало своего царствования в Ашшуре с захватом страны Нурругум (к северо-западу от Ниневии) – страны, которая по данным архива Мари, ко времени завоевания Мари уже входила в состав государства Шамши-Адада в качестве одного из округов. Следовательно, Шамши-Адад предпринял поход на Мари будучи уже царём Ассирии.
Подчинение Мари
Итак, подчинив земли, составившие в будущем ядро Ассирии, Шамши-Адад выступил на запад и разгромил одного из сильнейших своих соперников – царство Мари на Среднем Евфрате. Лишь одному сыну царя Мари Яхдун-Лима Зимри-Лиму удалось бежать. Он нашёл убежище у царя Ямхада (Халеба) Суму-эпуха, ранее бывшего во враждебных отношениях с его отцом. Как видно, Суму-эпух перед лицом общей опасности со стороны Шамши-Адада решил объединиться с сыном своего бывшего врага. Правителем завоеванного Мари Шамши-Адад назначил своего младшего сына Ясмах-Адада.