Поделиться:

О знаменитости

Мануил Иосифович Шехтман: биография


Мануил Иосифович Шехтман биография, фото, истории - советский график, живописец, театральный художник
День рождения 20 января 1900

советский график, живописец, театральный художник

Биография

В детские годы жил у деда в Норинске, где учился в хедере. В семье детям прививали любовь к литературе на иврите. В 1913 г. поступил в Киевское художественное училище, которое окончил в 1920 г.

В послереволюционные годы Шехтман сблизился с группой еврейской интеллигенции, связанной с правым крылом Поалей Цион и радикальными фракциями в молодежном сионистском движении (Це‘ирей Цион). Для сборника стихов на иврите «Га‘аш» («Буря», Киев, 1923) одного из поэтов этой группы — М. Новака — выполнил эскиз обложки, использовав стилизованный еврейский шрифт. В 1919-21 гг. сотрудничал с киевским отделением организации Тарбут, оформлял спектакли и пуримшпили в её театральной студии «Омманут». В 1922-26 гг. учился в Киевском художественном институте, в мастерской идеолога и лидера украинского национального искусства М. Бойчука.

В 1928 г. он в составе бригады бойчукистов принимал участие в создании росписей Крестьянского санатория в Одессе (фрески «На панщине» и «Праздник урожая»; не сохранились).

В 1926 г. Шехтман стал членом Ассоциации революционного искусства Украины, участвовал в ряде ее выставок, его работы неоднократно экспонировались на всесоюзных и на международных выставках (Бьеннале, Венеция, 1930; Выставка советского искусства, Цюрих, 1931, Токио, 1932).

До начала 1930-х гг. Шехтман активно сотрудничал с еврейскими культурными организациями. В 1925-27 гг. он преподавал рисование и живопись в киевской художественно-промышленной школе на идише при обществе «Культур-Лиге».

Некоторые из его учеников — И. Зисман, (родился в 1914 г.), Е. Симкин, (1915—2002 г.) Б. Лукомник — стали впоследствии профессиональными художниками.

С 1927 г. по 1934 г. он был членом секретариата художественной секции всеукраинского общества «Гезкулт» (идиш: гезэ?лшафт фар дэр пролета?ришер йи?дишер култу?р — Общество пролетарской еврейской культуры), которое в 1929 г. командировало его на должность заведующего художественным отделом Одесского музея еврейской культуры имени Менделе Мойхер-Сфорима. Шехтман значительно пополнил художественную коллекцию музея, приобрел и получил в дар для нее большое количество работ многих еврейских художников.

В 1928 г. он стал заведующим постановочной частью Киевского еврейского театра рабочей молодежи («Югарт») и оформил там ряд спектаклей («Голдшпинер» по произведениям Шолом-Алейхема, 1929; «Степь» по пьесе Нотэ Лурье, 1930; и другие). С начала 1930-х гг. началась разгромная кампания против М. Бойчука и его школы, к которой причисляли и Шехтмана. Художник болезненно реагировал и на происходившую грубую ликвидацию еврейских культурных учреждений; он был отстранен от всех должностей. В 1934 г. Шехтман был вынужден переехать в Москву и работал там в бригаде по оформлению праздничных шествий и парков. В 1938 г. совершил поездку в еврейские колхозы Крыма, где выполнил ряд графических зарисовок и написал серию картин («Еврейский колхоз в Крыму», 1938, Киевский музей украинского искусства; «Ждущие переселенцы», собрание Марка Шехтмана, Беер-Шева).

В 1939 г. Шехтман оформил спектакль московского ГОСЕТа (Государственного еврейского театра) «Гершеле Острополер» по одноимённой пьесе Мойше Гершензона (режиссёр — Биньомен Зускин). Педагогические методы и художественная концепция, фундамент которой составляла идея создания современной национальной художественной формы на основе творческого переосмысления искусства раннего итальянского Возрождения и Византии, а также украинского искусства 16-18 вв. как их органического продолжения, оказали глубокое влияние на творчество Шехтмана. Чувствительность его учителя к проблемам национального в искусстве, интерес к древневосточной пластике были созвучны национальному еврейскому самоощущению самого Шехтмана. Уже в первых самостоятельных работах (дипломная работа — живописное полотно «Дина» /портрет жены художника/, 1926, собрание Марка Шехтмана, Беер-Шева), ему удалось создать оригинальный синтез художественных приемов, характерных для школы «бойчукистов» (работа преимущественно темперой, статуарность и монументальность формы, локальный открытый цвет), и еврейской тематики. Так, изображение еврейского погрома на заднем плане в «Портрете матери» (1926-27, Киевский музей украинского искусства) у Шехтмана представляет собой цитату из весьма популярной украинской народной картины «Казак Мамай».

Главной в творчестве Шехтмана всегда оставалась еврейская тематика и, прежде всего, изображение трагических моментов недавней национальной истории — погромов. Этой теме посвящены его важнейшие работы тех лет — «Погромленные» (1926) и «Переселенцы» (1929, обе — Киевский музей украинского искусства). Важность и личностный характер темы подчеркивал сам художник, объединив эти произведения в серию «Моя анкета» и включив в нее ряд картин на сюжеты из своего детства («Месят тесто», 1927, собрание Марка Шехтмана, Беер-Шева).

В 1939 г. по заказу Государственного музея истории религии Шехтман написал полотно «Варфоломеевская ночь», которое можно рассматривать как своеобразное возвращение к теме погромов. Трагическое предчувствие надвигающейся Катастрофы (Холокоста), вероятно, нашло свое выражение и в его графическом цикле «Изгнание», законченном перед войной (1939-41). По воспоминаниям Б. Лукомника, Шехтман раньше многих других понял, какую опасность представляет нацизм для еврейского народа, и это повлияло на его решение идти добровольцем в ополчение.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
 

 

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Тарас Шевченко Тарас Шевченко

украинский поэт и художник

«Россети» дали старт цифровой трансформации в компании и запустили новую подстанцию

«Россети» дали старт цифровой трансформации в компании и запустили новую подстанцию

Liberty Group – первый бизнес Ильи Шувалова

Liberty Group – первый бизнес Ильи Шувалова

Путь Дмитрия Юрченко: биография без прикрас

Путь Дмитрия Юрченко: биография без прикрас