Поделиться:

О знаменитости

Иван Николаевич Шульга: биография


Иван Николаевич Шульга биография, фото, истории - русский и советский живописец, график, портретист, плакатист

русский и советский живописец, график, портретист, плакатист

Биография

Детство и юность (1889—1906 гг.)

Иван Николаевич Шульга родился 19 (31) октября 1889, в селе Михайловка (основано в 1833 г., помещиком — генерал-лейтенантом Потье Карлом Ивановичем) в 30 км от

Из глухого посёлка к 1899 г. Скадовск быстро превратился в небольшой портовый город и морской курорт. В Скадовске c 1901 г. учился и в 1905 г. окончил народную школу (Земское двухкомплектное 4-х классное училище на 97 мест). Уже в детские годы проявил способности к рисованию. Любил копировать иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя. А в юношеском возрасте, ещё учась в школе, во время летних каникул, расписал цветами металлические подносы в местном трактире. Получилось красиво и необычно.

Учёба в Художественном училище Одесского Общества Изящных Искусств (1906—1911 гг.)

Учёба в Императорской Академии художеств (1911—1917 гг.)

С 1911 г. учился, и в 1917 г. окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ныне — Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина). Академическими учителями его вначале, в натурном классе Высшего художественного училища были : И. И. Творожников — известный русский живописец-жанрист, профессор с 1898 г., действительный член Имп. Академии художеств (академик) с 1906 г. ; Я. Ф. Ционглинский (польск. Jan Ciaglinski) — российский художник живописец (польского происхождения), почётный член Имп. Академии художеств с 1902 г., действительный член Имп. Академии художеств (академик) с 1911 г. (один из убеждённых последователей идей импрессионизма). А завершил образование в мастерской исторической живописи у известного исторического живописца и портретиста, действительного члена Имп. Академии художеств (академика) с 1906 г., профессора с 1911 г. — В. Е. Савинского. Во время учёбы в Академии Иван Шульга не только обогатился знаниями професcиональных основ живописи и рисунка, но и работал над сложными многофигурными композициями, среди которых — «Проводы рекрутов» (1911 г.), «Смерть Тараса Бульбы» (1916 г.), «Поход запорожцев» (1915—17 гг.), «Тревожная ночь беженцев» (1915 г.). Уже эти академические работы выявляют интерес художника к героико-драматическим темам. Они отличались серьёзностью замыслов и жизненной важностью. Не случайно художник получал от Совета Академии благодарности и награды, а последние три года — стипендию. Наряду с этим он много пишет с натуры, особенно во время летних каникул, стремясь отразить наиболее характерное и неповторимое. В своих академических работах он проявил себя как наблюдательный, пытливый художник, тонкий колорист. В стенах Академии Шульга продолжил дружбу со своим земляком А. А. Шовкуненко, первое знакомство с которым произошло ещё в Одесском училище. Оба они завершали образование в Академии художеств по мастерской В. Е. Савинского. Эта дружба и творческое соперничество сохранились и в последующие годы.

Творческий путь в годы революций и гражданской войны (1917—1922 гг.)

В бурные годы социальных потрясений, Иван Шульга оказался в вихре революционных событий.

В дни Февральской революции, художник вместе со студентами и рабочими Васильевского острова вылавливал и разоружал полицейских. В стенах Академии расписал революционное знамя для рабочих Трубного завода («Санкт-Петербургское общество меднопрокатного и трубного завода бывш. Розенкранц»). С оркестром несли его из Академии на завод и установили возле него почётный караул. В 1917 г. получив диплом об окончании Императорской Академии художеств, и звание художника по живописи исторической и портретной с правом преподавания в учебных заведениях, Иван Шульга возвращается из Петрограда на родину в Скадовск. В сложное для страны время молодой художник ищет свой путь в искусстве. Полученное прекрасное академическое образование и собственные творческие устремления определяют тематику его работ и форму живописного воплощения. Он тяготеет к портрету и бытовому жанру. С первых же шагов своей творческой деятельности Шульга заявил о себе как о талантливом мастере портрета и пейзажа. Впитав за время учёбы лучшее из реалистического наследия передвижников, он остаётся верен этим традициям. Отсюда повествовательность большинства его произведений, верность натуре, стремление во всех деталях раскрыть как можно полнее характер персонажей и сюжет. Из работ, созданных Шульгой в эти годы наиболее значительными являются портреты, в которых он был выдающимся мастером, такие как «Цыганка» (1916 г.), «Портрет отца» (1916 г.). Особенного внимания заслуживает «Портрет девушки» (1917 г.) — это одухотворённый, проникнутый ощущением всепобеждающей юности образ. Нежные блики пробегают по лицу модели, угасая в складках платья. Зелёное пятно головной косынки создаёт настроение праздничности и утренней свежести. (В 1986 году издательством «Мистецтво» издана почтовая открытка по этой работе.) Очень интересны этюды этих лет. Поражает умение художника в небольших по размерам работах в достаточно лаконичной форме и свободной живописной манере убедительно передать ощущение времени (эпохи с присущими ей бытовыми особенностями, своеобразием персонажей), раскрыть сюжет («Нежинские торговки» 1917 г. — завьюжило, запуржило, замело снегом, подхватило подолы тёплых салопов, но не страшен мороз и ветер торговкам из Нежина, только уселись покрепче, да запахнулись плотнее — любая непогода им не страшна; «Пастушки» 1917 г.; «Подворье родителей художника в Скадовске» 1918 г.; портретный этюд «Девушка в белом» 1918 г.). Художник проявил себя в них как подлинный мастер этюда. В 1918 перебирается в Херсон. Здесь, в январе 1919 г. он оказался свидетелем жестокой греко-французской оккупации города и своё впечатление от увиденного гневно отобразил на полотне «Сожжение заложников» (1919 г.). В марте 1919 г., столкнувшись с 6-й украинской советской дивизией Григорьева греко-французские войска (Антанта) оставили Херсон. В это время художник расписывает боевые знамёна для частей Красной Армии, которые дислоцировались тогда в Херсоне, пишет портрет В. И. Ленина. И. Н. Шульга одним из первых принял участие в освоении нового явления в советском искусстве (не имевшем ещё традиций) — в праздничном оформлении городов. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая и др. советские праздники. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались монументально-агитационным пафосом. К 1 мая 1919 г. художник написал четыре больших живописных панно: «Восстал пролетарий — рухнули троны», «Союз Красной Армии, рабочих и крестьян», «Победа революции», «Рабочий и крестьянин куют своё счастье». Этими панно была украшена площадь, где состоялась демонстрация. Много работает в жанре политического плаката. В августе 1919 года Херсон оказался под властью войск Деникина. В апреле 1920 г. под ударами Красной Армии Уборевича деникинцы окончательно покинули город.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора