Биография
Родился в Москве в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина (1894—1955) и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной (урожд. Ивановой) (1908—1999). Первым учителем музыки Р. К. Щедрина стал его отец. В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Продолжил обучение в Московском хоровом училище (1944—1950), возглавляемом А. В. Свешниковым. В 1950—1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера). В 1959 году — там же окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин).
В 1965—1969 годах — преподаватель Московской консерватории.
Семья
- Отец — Щедрин Константин Михайлович, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель.
- Мать — Щедрина Конкордия Ивановна (урождённая Иванова), немузыкант по роду занятий.
- Супруга — Плисецкая Майя Михайловна, прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии.
Детство народного артиста СССР Щедрина Родиона Константиновича:
Он рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял. Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопросе музыкальных занятиях Родиона возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
В 1943 году мальчик удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие «акции» наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.
Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки.
Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.
По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Шостакович, Хачатурян, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции.
В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском. Класс фортепиано вел Яков Владимирович Флиер, что сам композитор расценивал как одну из главных удач его жизни.
Учеба у Флиера открывала ему не просто приемы владения фортепиано, но во многом смысл и закономерности музыкального искусства. Композицией Родион занимался у другого замечательного музыкального педагога - Юрия Александровича Шапорина.
С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые «орбиты» - чаще побеждая, иногда проигрывая, в том числе самому себе, своим прошлым достижениям. Экспериментатор и «рисковый человек» по натуре, Родион Щедрин, в отличие от многих сверстников по искусству, начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа.
20-25-летнего композитора меньше всего волновали технические кунштюки (как это часто бывает в молодости). Русский мелос - кантилена, частушка - одним словом, «волшебная гора» фольклора, открывающая все новые богатства пытливым рудокопам, - сюда были направлены поиски начинающего автора. Это был не экзотический интерес.