Биография
Эдмунд в 855 году, ещё юношей, занял королевский престол Восточной Англии (коронован 25 декабря). В 870 году армия датских викингов высадилась на побережье Восточной Англии. Согласно хронике «Жизнь короля Альфреда» уэльского монаха Ассера, Эдмунд выступил в поход против захватчиков, «...с огромной яростью сражался с ними; но ... язычники торжествовали, Эдмунд был убит в сражении...». Предания же говорят о битве Эдмунда с войском братьев-викингов Уббой Рагнарссоном и Иваром Бескостным, в которой англо-саксы потерпели поражение, и о том, что король был схвачен у местечка Хоксен (Hoxne) и замучен. Более поздний источник, авторство которого принадлежит Аббону из Флёри, впрочем, утверждает, что Эдмунд в битву вообще не вступал, а был датчанами замучен. За отказ поклониться языческим идолам короля привязали к дереву и расстреляли из луков.
После своей гибели Эдмунд был причислен Римско-католической церковью к числу святых. Является покровителем королевских особ, людей, страдающих от эпидемий и пыток, а также защитником от волков. С 2006 года святой Эдмунд является местнопочитаемым святым Берлинской и Германской епархии РПЦ МП (день памяти - 20 ноября (по юлианскому календарю).
Эдмунд был похоронен в бенедиктинском аббатстве города Бери-Сент-Эдмендс, в графстве Суффолк.
Почитание
Почитание святого Эдмунда началось почти сразу же после его мученической кончины. Согласно предания, мучители обезглавили английского короля, а чтобы его подданные не смогли найти голову, забросили её в терновник. Первое чудо свершилось именно там: голова святого была найдена после того, как услышали вой волкодава, охранявшего святыню. Именно поэтому впоследствии на изображениях Эдмунда стали помещать это животное, охранявшее святую голову от волков, а сам мученик стал покровителем преследуемых волками.
Повествуется также, что голову приложили к телу и похоронили неподалеку от места казни, построив небольшую деревянную часовню.
В 902 году, когда останки святого переносили в Бедриксуорт, обнаружили, что они нетленны, а голова срослась с телом.
Ещё одно важное событие, способствующее почтанию святого, связано с тем, что всего через 30 лет после смерти мученика, когда страшные воспоминания не изгладились из памяти очевидцев, датские завоеватели приняли христианство и сами стали почитать короля Эдмунда святым. С тех пор к его нетленным мощам началось массовое паломничество.
Так случилось, что со временем почитание святого Эдмунда отошло на второй план, уступив первенство Георгию Победоносцу, который с XII века и по сей день считается покровителем Англии. Пользуясь этой ситуацией, французские рыцари увезли мощи святого Эдмунда в Тулузу. В этом французском городе мощи находились вплоть до 1901 года и, естественно, святой Эдмунд стал считаться покровителем Тулузы.
В 1901 году мощи были возвращены в Англию, но не стали общенациональным достоянием, а были помещены в частную часовню города Арандель в Суссексе, недоступную для посетителей.
Первоисточники
- Abbo of Fleury. Passio S. Eadmundi (985)
- Aelfric’s Lives of Saints. Ed. by W. Skeat. Vol. I–IV. London, EETS, 1881–1900.
- Asserius. The medieval life of King Alfred the Great: a translation and commentary on the text attributed to Asser. Basingstoke – New York, Palgrave, 2002. 280 p.
- The Saxon Chronicle: with an English translation, and notes, critical and explanatory. Rev. J.Ingram. London, Longman, 1823. 463 p.
- Abbo Floriacensis, Vita Sancti Eadmundi, regis anglorum et martyris // Migne. Patrologiae cursus completus, series Latina. V. 139. P. 508–520.