Биография
Берд родился в Шотландии, техническое образование получил на Корронском пушечном заводе.
В Россию приехал вместе с Карлом Гаскойном в 1786 году. Гаскойн был приглашён в Санкт-Петербург для усовершенствования Александровского пушечно-литейного завода в Петрозаводске.
Проработав три года помощником Гаскойна, Берд в 1792 году организовал товарищество со своим тестем — петербургским шотландским заводчиком Францом Морганом. Товарищество располагало предприятиями на Галерном острове.
После смерти компаньона Берд стал единоличным хозяином завода. Умело применяя свои знания, с присущей ему энергичностью, он сумел воспользовался обстоятельствами строящегося Петербурга. Товариществу удалось развить незначительное прежде производство завода Моргана на Матисовом острове до больших размеров.
Заводчик умел обращаться с государственными чиновниками. Мемуарист Филипп Вигель в описании прогулки на пароходе «Елизавета», упоминает о том, что маршрут прогулки проходил по Неве с посещением завода, затем по Ладожскому озеру:
Во время путешествия семейство Берда, развлекало и угощало гостей на борту корабля. Гостями в тот раз были граф . М. Вильегорский и влиятельный царедворец Огюст Бетанкур, который впоследствии занял кресло министра путей сообщения.
Завод Берда
Завод со временем превратился в одно из лучших литейно-механических предприятий. В номенклатуре завода значились печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти и паровые машины. На заводе отливались чугунные конструкции Баболовского дворца.
Первый в России Механическо-литейный завод развивался — были построены лесопильный завод, паровая мукомольня, корабельная верфь и другие производства.
За первые тридцать лет XIX века на заводе было изготовлено около 200 паровых машин, 11 из которых были пароходными. Кроме того Чарльз Берд обучал учеников — из числа умеющих писать машинистов, слесарей, кузнецов изготовлению паровых машин. Заводчик в течение пятилетнего срока обучения в дополнение к казённым жалованью и хлебному довольствию добавлял ученикам пособие от 5 до 15 рублей в месяц.
В 1811 году правительство пожаловало Берда чином обер-гиттенфервальтера 8 класса с формулировкой за «усиленные и разнообразные труды на пользу мануфактурной промышленности».
После смерти Чарльз Берд был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Сын Чарльза Берда — Франц Карлович Берд (28 февраля 1802—1864) был известен такою же преданностью своему делу, как и его отец. При нём завод успешно развивался, но Гутуевский остров был продан Бенардаки. Внук Чарльза Джордж был достойным продолжателем династии Бердов. На нём династия закончилась — и завод был продан.
На протяжении всего XIХ века завод Берда выполнял значительные заказы империи и самые сложные заказы промышленников.
На этом заводе изготовлялось большое количество металлоконструкций для петербургских мостов и зданий, фонари, ограды, детали декора, рельефы, скульптура (в том числе заказы для нового здания Главного Адмиралтейства, для зданий Сената и Синода, Казанского и Исаакиевского собора, по устройству городского водопровода, Тульского оружейного завода, Шлиссельбургских шлюзов, устройства для обточки стекла по заказу Императорского стекольного завода и многие сложные по тем временам механизмы).
В 1881 наследники Берда продали завод анонимному акционерному обществу Франко-Русских заводов (Фольгопрокатный завод). Со временем этот завод вошёл в состав «Адмиралтейских верфей».
Первый пароход Берда
Привилегия на постройку пароходов была выиграна Бердом с большим трудом. В 1813 году император Александр I предоставил изобретателю паровой машины американcкому изобретателю Роберту Фултону монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург-Кронштадт, а также на других российских реках в течение 15 лет. Фултон не смог воспользоваться договором, так как не выполнил основного условия договора - в течение трёх лет он не ввел в строй ни одного судна и этот контракт достался Берду.