Биография
Детство и юность
Соломон Борисович (Шлойме Борухович) Юдовин родился в местечке Бешенковичи под Витебском (в 50 км к западу) в еврейской семье. Отец будущего художника был ремесленником, мать — домохозяйкой.
В 1906 г., в восьмилетнем возрасте Шлойме Юдовин был принят в витебскую Школу рисования и живописи Ю. М. Пэна.
В 1910 г. благодаря помощи своего дяди С. Ан-ского переехал в Петербург, учился в Рисовальной школе Общества поощрения искусств (возглавляемое Н. К. Рерихом), и одновременно с 1911 г. до 1913 г. обучался в частных петербургских студиях М. Бернштейна, а затем М. В. Добужинского.
Был членом петербургского «Еврейского общества поощрения художеств» (действовавшего в 1915-19 гг.).
Участие в экспедициях С. Ан-ского
Юдовина с юности привлекало движение «Еврейского ренессанса», которое было частью общего авангардного движения в искусстве России. Оно же во многом и сформировало его художественные интересы. Участники «Еврейского ренессанса» видели свою главную задачу в изучении и художественном осмыслении еврейского национального наследия: еврейских обычаев и традиционного еврейского быта. Разделяя цели движения, Юдовин с энтузиазмом принял предложение участвовать в фольклорно-этнографических экспедициях по еврейской черте оседлости по городам и местечкам юго-западной Украины (Подольская, Волынская и Киевская) губернии, организованных в 1912-14 гг. Еврейским историко-этнографическим обществом (ЕИЭО) под руководством С. Ан-ского на средства Владимира Гинцбурга — сына барона Г. Гинцбурга.
Сохранение традиций народного искусства евреев Российской империи было основной целью этих экспедиций, в которых Юдовин исполнял обязанности секретаря, художника и фотографа. Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится к иудаике — предметы еврейского быта, ритуальные принадлежности, надгробия (мацевы), росписи синагог, еврейских орнаментов, изучал художественные особенности еврейского ритуального и декоративно-прикладного искусства. Как фотохудожник Юдовин работал в в технике пикториализма (фотоимпрессионизма), стремясь превратить фотографии в произведения искусства путём воздействия на них в процессе съёмки и проявления.
Отдельную историко-художественную ценность представляет целая череда запечатлённых Юдовиным-фотографом образов евреев-рабочих и евреев-ремесленников, и также различных форм еврейского коллективного труда: артели веревочников, папиросников, ткачей, спичечная фабрика в Ровно и многое другое. Значимость работы Юдовина в этих экспедициях особенно высока, поскольку его фотографии оказались практически последними, на которых можно увидеть традиционный мир еврейской общины черты оседлости, вскоре полностью исчезнувший в огне Первой мировой войны, при советской власти и окончательно — во время Холокоста.
В 1920 г. на основе собранного материала Юдовин издал альбом «Еврейский народный орнамент» из 26 линогравюр.
Возвращение в Витебск
В 1918 г. вернулся в Витебск, где окончил Художественно-практический институт (ВХПИ), а в 1922 г. был избран там проректором по хозяйственной части.
С 1922 г. по сентябрь 1923 г. Юдовин преподавал специальные дисциплины в графической мастерской этого института, в Художественном народном училище (ВНХУ) и в Еврейском педагогическом техникуме.
Руководил художественным кружком в витебском юношеском клубе имени И. Л. Переца.