Александр Сергеевич Яковлев: биография
На самолетах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:
- советский лётчик-ас А. И. Покрышкин — очень недолго, предпочтя цельнометаллическую P-39 «Эйркобра»
- лётчики полка Нормандия-Неман
- дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе)
- маршалы Колдунов Александр Иванович (46 побед) и Савицкий Евгений Яковлевич (22), причём последний будучи единственным летающим командиром авиакорпуса (в Красной армии после 41 года не летали даже некоторые командиры полков).
Критика деятельности
Яковлев являлся одним из немногих советских конструкторов, не пострадавших в период массовых репрессий благодаря особым доверительным отношениям со Сталиным. В своих мемуарах А. С. Яковлев приводит следующий диалог со Сталиным:
Естественно, такие отношения со Сталиным вызвали после его смерти поток критики на Яковлева. Конструктор Л. Кербер вспоминает:
Следует отметить, что Кербер в данном случае ошибается, так как Туполев был арестован в 1937 году, а Яковлева стали вызывать в Кремль только в 1939-м, также стоит отметить что книги Яковлев начал писать в послевоенные годы. Поэтому доносы не могли быть рассыпаны на страницах его книг.
Яковлев понимал, что на посту заместителя наркома по опытному самолетостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и «затирании» других авиаконструкторов.
Так впоследствии и произошло. Отмечалось[кем?], что Яковлев сыграл роковую роль в судьбе некоторых возможно перспективных разработок других авиаконструкторов своего времени, в частности он полностью свернул проект САМ-13 Москалева весной 1941 года, проект РМ-1 в 1946 году, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) в 1940 году, СК-1 и СК-2 в 1940 году и т. д. Во многих[каких?] современных источниках отмечается печальная роль Яковлева в судьбе перспективного самолёта И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. После гибели Чкалова руководство завода и ряд конструкторов были подвергнуты репрессиям, однако испытания И-180 продолжились, но самолет так и не был запущен в серию. В середине 1940 года к моменту окончания государственных испытаний И-180 были приняты к серийному производству И-200 (будущий Миг-1/-3), И-301 (ЛаГГ-1/-3) и И-26 (Як-1). Следует отметить, что эта версия представляется сомнительной просто из-за несовпадения дат - на момент катастрофу И-180 и гибели Чкалова, 15 декабря 1938 года, Яковлев не имел никакого отношения к руководству авиационной промышленности СССР и занимал пост одного из генеральных конструкторов авиационных КБ. На должность заместителя наркома по опытному самолетостроению он был назначен лишь в начале 1940 года, и таким образом не мог быть ответственным за сложности возникшие при создании истребителя И-180 в 1938-1939 годах. Можно предположить, что именно имидж "любимца Сталина" стал причиной демонизации образа Яковлева работниками авиационной промышленности СССР после смерти вождя - прекрасный авиаконструктор оказался плохим аппаратчиком и успел нажить себе множество недоброжелателей среди руководителей советского авиапрома.
Библиография
А. Яковлев является автором следующих книг:
- Рассказы авиаконструктора :: М., 1957
- 50 лет советского самолетостроения :: М., 1968
- Цель жизни (записки авиаконструктора) :: Изд. 2-е, дополненное, M., Издательство политической литературы, 1969, 623 стр. с ил.,
- Советские самолеты :: Изд. 3-е. М., 1979;
Награды
За выдающиеся заслуги перед Родиной Яковлев был удостоен следующих наград:
Советские:
- Герой Социалистического Труда — Медаль «Серп и Молот» дважды (1940, 1957);
- Орден Ленина десять раз;
- Орден Октябрьской Революции;
- Орден Красного Знамени дважды;
- Орден Суворова 1-й и 2-й степени;
- Орден Отечественной войны 1-й степени дважды;
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден Красной Звезды
- лауреат Сталинской премии шестикратный (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948);
- лауреат Ленинской премии (1971);
- лауреат Государственной премии СССР (1977);
Французские:
- Орден Почётного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l'Ordre national de la L?gion d'Honneur);
Международные:
- Золотая авиационная медаль ФАИ.
Память
- В Москве в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева.
- Имя Яковлева носят:
- Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115)
- Московский машиностроительный завод «Скорость»;
- улица Авиаконструктора Яковлева (бывшая 2-я улица Усиевича) в районе Аэропорт (с 2006) в САО города Москвы.
-
Бюст Яковлева в Москве
-
Почтовая марка России, 2006 год
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
грузинский князь, участник русско-турецкой войны, участник дворцового заговора против Императора Павла I
полковник, активный участник Февральской революции 1917 года
радиотехник, кандидат технических наук, заведующий кафедрой Авиационной радиосвязи в Военно-воздушной инженерной академии им
полковник Военно-воздушных сил Израиля, наиболее результативный лётчик-истребитель в истории арабо-израильского конфликта
высокопоставленный советский политработник, генерал-полковник
немецкий военачальник
литовский военный, начальник Генерального штаба, полковник, в 1940 г
первая азербайджанская сестра милосердия, председательница Больницы дамского комитета офицерской артиллерийской школы при Красном Кресте в Первой мировой войне