Юрий Яновский: биография
В романе «Четыре сабли» (1930) Яновский вновь после «Байгорода» обращается к событиям на Украине в период революции и гражданской войны. Впервые здесь писатель применяет технику романа в новеллах. Произведение состоит из четырёх практически самостоятельных частей, связанных только общей идеей, посвященных четырём героям (Шахраю, Остюку, Галату и Марченко), каждый из которых представляет одну из противостоящих в революции сил. Манера письма по определению самого Яновского — песенная. В этом романе он ещё дальше отходит от реализма к неоромантизму. Персонажи предстают как герои народных песен, дум, эпоса. На этот раз советская критика однозначно негативно высказалась против писателя, его обвинили в «националистическом романтизме». Печатание романа в журнале было прервано.
Над украинской интеллигенцией с 1932 года начинают сгущаться тучи. Яновский пишет ортодоксально революционную пьесу «Завоеватели» (1932). Самоубийство Хвылевого в мае 1933 года нанесло Яновскому глубокую психологическую травму. В тяжелой обстановке начавшихся репрессий Яновский пишет роман «Всадники» (1935) — своеобразное повторение романа «Четыре сабли». Роман также построен по принципу романа в новеллах. Он состоит из восьми самостоятельных новелл. Герои становятся более приземленными — это уже не эпические герои, они получают четкую политическую характеристику (большевик, петлюровец, деникинец, махновец). Наиболее ярко идея романа выведена в первой новелле «Двойной круг», рисующей противостояние внутри одной семьи Половцев. В результате кровавой войны все братья гибнут, побеждает большевик Иван. Но несмотря на идеологическую правильность сюжета (есть здесь и большевистский комиссар, и руководство партии), просматривается неутешительный вывод самого писателя: семья, в которой братья убивают друг друга обречена на гибель.
Роман «Всадники» был благосклонно принят официальной властью и критикой. Положительный образ «правильного» писателя укрепляется после написания Яновским к 20-летию Октябрьской революции трагедии «Дума о Британке» В 1939 году переезжает в Киев, где получает пост главного редактора журнала «Украинская литература» (с 1946 — «Отчизна»).
Поздний период творчества
Во время войны Яновский вместе с редакцией журнала находится в эвакуации в Уфе. По возвращении в Киев, разворачивает работу по укреплению редакции, участвует в Нюрнбергском процессе в качестве наблюдателя (сборник «Письма из Нюрнберга», 1946), пишет и публикует новый роман, посвященный войне и послевоенному восстановлению «Живая вода» (1947).
В этот момент писатель внезапно получает жестокий удар. Приехавший в Киев новый первый секретарь ЦК КП(б)У Л. М. Каганович обрушивается с беспощадной критикой на Яновского и как редактора, и как автора романа «Живая вода». Он обвинен в национализме, мещанско-обывательских взглядах, публикации аполитичных, порочных и ошибочных произведений. Разгром Яновского закрепляется специальным постановлением ЦК КП(б)У «О журнале „Отчизна“» (1947). Яновский изгоняется с поста редактора и остается без средств к существованию.
В 1948 году он в очередной раз вынужден каяться — на этот раз с помощью сборника «Киевские рассказы», рисующего героизм и мужество советских людей в годы войны, особо подчеркивалась роль партии и лично Сталина в достижении Победы. Покаяние было принято. В последние годы жизни работал над исправлением романа «Живая вода», работа шла тяжело — писателю трудно было уродовать свое произведение. Сокращенный в два раза текст под названием «Мир» был опубликован уже после смерти писателя в 1956 году.
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт