Поделиться:

О знаменитости

Янь Либэнь: биография


В 650 году трон перешёл к сыну Тайцзуна императору Гаоцзуну (650—683). Янь Либэнь служил при нём главным архитектором, затем, после смерти своего брата Лидэ, занял его должность министра общественных работ. Около 669 года он получил пост премьер-министра, а Гаоцзун за верную службу двум императорам пожаловал Либэню титул «барон Болин». В 670 году Янь Либэнь стал главой императорского законодательного управления, а в 673 году скончался.

Свитки

Искусство Янь Либэня укладывалось в понятие «жанровая живопись» (жэньу) и тематически было весьма разнообразным. В трактате историка искусства Го Жо-сюя (XI в.) приводятся названия некоторых картин Янь Либэня: «Юань-да даёт советы», «Чжаоцзюнь выходит замуж за варвара», «Пьяный даос», «Лао-цзы отправляется на запад». Известны его картины на буддийские темы; в древности он имел славу мастера даосских и буддийских изображений. Либэнь также был прекрасным портретистом. Написанный им портрет императора Тайцзуна имел такой успех, что одна из его копий была помещена на стене храма Сюаньдугуань.

О характере мастера, и его отношении к живописи Го Жо-сюй приводит такой исторический анекдот. «Однажды Янь Либэнь прибыл в Цзинчжоу, увидел древние произведения Чжан Сэнъяо и сказал: „Прославился на пустом месте“. На другой день опять пришёл, посмотрел и сказал: „Похоже на нынешнюю хорошую руку“. На следующий день пришёл и сказал: „Прославленный не может быть пустым мужем“. Сидя и лёжа рассматривал картину, ночевал под ней больше десяти дней и не мог уйти». Вполне возможно, что традиция донесла реальные события в виде гротеска, тем не менее, анекдот наверняка отражает как характер Либэня, так и то, как он обучался мастерству на работах предшественников.

Среди дошедших до наших дней произведений Янь Либэня в первую очередь упоминают два свитка — «Императорский паланкин» (Гугун, Пекин), и «Властелины разных эпох» (Бостон, Музей изящных искусств). Кроме этих произведений в Национальном музее Тайбэя хранятся два свитка «Иностранные посланники приносящие дань» и "Сяо И пытается выманить «Свиток Павильона Орхидей», которые также приписывают кисти Янь Либэня. Однако все эти работы представляют собой поздние копии с оригиналов, созданные, по всей вероятности, в сунскую эпоху (960—1279). Кроме перечисленного существует еще несколько свитков, которые с разной степенью уверенности причисляют к поздним копиям с произведений Янь Либэня.

Сяо И пытается выманить «Свиток Павильона Орхидей».

Небольшой свиток размером 27,4 х 64,7 см посвящен сюжету из истории династии Тан. Танский император Тайцзун (627—649) обожал каллиграфию древнего учёного Ван Сичжи (303—361), и узнав, что некий монах по имени Бяньцай в своём храме хранит знаменитый свиток с его каллиграфией, созданный в Павильоне Орхидей (место встреч интеллектуалов, живших в IV веке), император послал своего чиновника Сяо И для того, чтобы любым путём выманить этот свиток. В конце концов Сяо И вошёл в доверие к монаху и привёз бесценный свиток императору. Сюжет этой истории впоследствии неоднократно использовался в китайских пьесах и новеллах. Справа на свитке изображён переодетый в учёного Сяо И, напротив него сидит скрестив ноги монах Бяньцай. Слуги готовят для них чай. Вокруг фигур, как обычно, нет никакого физического окружения. Авторство Янь Либэня в отношении этого произведения стоит под большим вопросом. Впрочем, как и его авторство в отношении всех приписываемых ему сегодня свитков.

Иностранные посланники приносящие дань

На свитке размером 61,5х191,5 см изображено реальное событие, произошедшее в 631 году, когда в столицу Танской империи город Чанъань прибыли 27 данников с дарами из разных стран. Либэнь достаточно искусно отобразил их необычные для китайцев типажи лиц и внешний вид. Один высокопоставленный посланник едет верхом на лошади, а слуги держат над ним зонт и опахала. Остальные идут пешком, и тащат в дань китайскому императору, кто что может. Среди них есть те, кто просто привёл козу, но видны и данники с более ценными вещами, например, трое несут слоновые бивни (изделия из слоновой кости обладали неизменной ценностью), а некоторые тащат диковинные камни (известно, что в Китае необычные или особо красивые камни были предметом восхищения). Завершают процессию двое данников, несущие клетку с попугаем. Об этом произведении сохранились упоминания в старинных источниках, из которых известно, что картину на эту тему Либэнь писал совместно со своим братом Лидэ.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Филипп Яффе Филипп Яффе

немецкий историк

Ян Длугош Ян Длугош

польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах

Савва Ямщиков Савва Ямщиков

Васильевич Ямщиков

Наталья Яковенко Наталья Яковенко

историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии

Иван Яблонский Иван Яблонский

литовский языковед, текстолог, переводчик

Серафим Владимирович Юшков Серафим Владимирович Юшков

историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР

Юрий II Болеслав Юрий II Болеслав

Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович

Рудольф Юнг Рудольф Юнг

немецкий историк

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора