Летом 1871 года, 29 июля, в далекой Тюменской области родился Григорий Ефимович Распутин. Село Покровское было настолько далеко от Москвы и Петербурга, что вряд ли даже образованные люди смогли бы указать его местоположение. Однако Григория Распутина через несколько десятков лет суждено было узнать едва ли не каждому – не только в России, но и в мире.
Сведения о детстве Распутина слишком отрывочны, да и источником их зачастую выступает он сам. Достоверно известно лишь то, что в возрасте восемнадцати лет Распутин совершил паломничество в Верхотурский монастырь, некоторое время прожил среди братии, но монашеского обета не принял и через год вернулся в родное село. Женился Григорий на тихой девушке Прасковье Федоровне, которая родила своему мужу трех детей – Дмитрия в 1897 году, Марию в 1898 и Варвару в 1900.
Несмотря на, казалось бы, прекрасные отношения с женой, свое время Распутин, в основном, посвящал не семье, а паломничествам. В странствиях он обошел пешком почти всю Россию, добрался до Греции, где проживал в монастыре Атос, и даже был в Иерусалиме. Возможно, что длительные путешествия так подействовали на Григория Ефимовича или чужой воздух, но он неожиданно объявил себя избранным самим Богом и обладателем чудодейственной исцеляющей силы, причем рассказывал об этом каждому встречному и поперечному.
Видимо, что-то такое действительно было в Распутине, кроме его горящего взгляда, потому что слухи о чудесном сибирском целителе расползлись по России, и паломничества начались уже к новоявленному «старцу» и «святому». Трудно сказать, каким образом помогал страждущим безграмотный и нигде не учившийся мужик, но, видимо, люди получали то, что им было нужно, – надежду, а возможно, и исцеление.
В то же время Распутин не был чужд мирским удовольствиям, очень любил хорошее вино, не чурался женщин, обожал танцы и длинные разговоры с интересным собеседником. Его убеждения в корне отличались от аскетизма православия, и впоследствии это вызвало большие трения с российским духовенством. Тем более что сам Распутин говорил о себе: «Природа меня выучила любви к Богу и наделила способностью беседовать с Всевышним. А в храмах духа Божьего нет, а букв в книгах много – вот потому-то храмы и пусты!». Словом, старец из Распутина вышел совсем не традиционный.
По легенде, весной, когда Распутин пахал поле, к нему явилась Богоматерь, поведала о страданиях царевича Алексея, наследника российского престола, и повелела отправиться в столицу для спасения единственного сына Николая II. Рассуждать долго Григорий Распутин не стал и немедля отправился в столицу Российской империи.
В 1904 году Распутин без копейки денег и с простой котомкой через плечо пришел в Санкт-Петербург. Свою деятельность в столице он начал со сбора денег на богоугодное дело – постройку нового большого храма в селе Покровское. Через некоторое время Григорий Ефимович познакомился с епископом Сергием, который, в свою очередь, свел его с другими высокопоставленными лицами церкви – епископами Гермогеном и Феофаном. Совершенно естественно, что и духовное начальство, и полиция навели справки о Распутине, послав запросы по месту его жительства. Однако ничего дурного сказать о нем тюменское начальство не нашло нужным, и только много позже появились истории о его внебрачных детях, оргиях, загримированных двойниках и прочем. Большая часть этих наветов явно исходила из среды противников и завистников Распутина.
1905 и 1906 годы – время народных волнений и выступлений. Выстрелы в сановников и взрывы бомб становятся почти привычным делом, а страх толкает людей на обращения к Богу и различным пророкам. Можно сказать, что Григорий Распутин оказался в нужном месте и в нужное время. К нему шли за советом и словами поддержки люди из всех слоев российского общества. Захотела познакомиться с Распутиным и Мария Федоровна, российская императрица, – царевич Алексей болел гемофилией, и уповать ей оставалось только на чудо, исходящее от старцев, знахарей или самого Господа. Пораженная внешней одухотворенностью Распутина, императрица еще в 1905 году попросила его стать духовником – как своим, так и всей царской семьи. Однако для этого было обязательным благословение одного из иерархов церкви. Через знакомых епископов Распутин обратился к преподобному Иоанну Кронштадтскому. После беседы с Распутиным Иоанн дал свое благословение, но сказал: «По твоему имени и воздастся тебе»… «Всероссийский батюшка» как в воду смотрел и вполне буквально, как оказалось, предрек Распутину обвинения, клевету и несправедливую смерть.