Общего мнения по поводу как года, так и дня рождения Сергия Радонежского в настоящее время нет. Называются различные даты – от 1314 до 1318 года, а день рождения варьируется от 3 мая до 25 августа. Тем не менее, большинство историков и русская православная церковь склоняются к тому, что мальчик, получивший имя Варфоломей и ставший впоследствии русским святым, родился в 1314 году, 3 мая неподалеку от Ростова Великого в селе Варницы. Отец его, боярин Кирилл, служил ростовским удельным князьям.
Грамоте Варфоломей начал обучаться лишь в возрасте десяти лет, когда его вместе с братьями – старшим, Стефаном, и младшим, Петром – отдали в церковную школу. Братья значительно обгоняли Варфоломея в учебных успехах, и учителя часто жаловались на его нерадивость и невнимание к предметам. На увещевания родителей Варфоломей лишь плакал и молился, но по-прежнему не мог не только учиться, но и даже осилить грамоту.
По легенде, которая вошла в Житие святого Сергия, однажды отец послал своего сына Варфоломея на поиск ушедших лошадей. Варфоломей попал на поляну, где под огромным дубом стоял молившийся старец-схимник. Мальчик поклонился старцу, подошел и стал ждать, когда тот окончит свою молитву и обратит на него внимание. Наконец, старец повернулся к Варфоломею и спросил, что он ищет здесь и чего хочет. Варфоломей, снова поклонившись старцу до земли, в волнении поведал, что никак не может одолеть грамоту и надеется в этом только на помощь Бога. Старец вознес молитву, прося за мальчика, а потом вынул из-за пазухи маленький ковчежец и вытащил из него просфору. Взяв ее часть, схимник благословил Варфоломея и велел ему съесть этот кусочек. «Получаешь ты знамение Божьей благодати и понимание писания Священного, – сказал он мальчику. – Господь помнит о тебе и дарует знание грамоты в полной мере!»
Варфоломей уговорил старца посетить дом своих родителей, и за трапезой отец и мать мальчика поведали схимнику о многих знамениях, сопровождавших рождение Варфоломея. Когда старец уже собрался уходить, то повернулся в дверях и сказал: «Будет сын ваш обителью Троицы Святой и будет перед Богом велик и приведет за собой многих к пониманию заповедей Божественных».
Семья Варфоломея обеднела к 1328 году и по этой причине перебралась в город Радонеж. Старший брат Варфоломея, Стефан, женился, и почти сразу же после его свадьбы родители отправились в Хотьков-Покровский монастырь, где приняли схиму и вскоре умерли.
Узнав о смерти своих родителей, Варфоломей очень расстроился и отправился пешком в тот же самый монастырь, где был иноком и потерявший к тому времени жену Стефан. Варфоломей убедил брата отправиться на реку Кончуры и основать в глухом Радонежском бору пустынь. Здесь примерно в 1335 году он построил маленькую деревянную церковь, названную именем святой Троицы. На месте этой церквушки сейчас стоит соборный храм Святой Троицы.
Стефан не выдержал суровости жизни аскета-отшельника и уехал в Москву, в Богоявленский монастырь, где стал позднее игуменом. Оставшись в одиночестве в основанной им пустыни, Варфоломей призвал к себе игумена Митрофана. Игумен оценил образ жизни Варфоломея и совершил над ним обряд пострига в монахи, дав ему имя Сергия – одного из мучеников христианской церкви.
Через несколько лет к Сергию начали приходить иноки, и уже в 1345 их обитель превратилась в Троице-Сергиев монастырь. Гораздо позже этот монастырь начали называть Троице-Сергиевой лаврой. Первым игуменом этого монастыря был Митрофан, а вторым стал сам Сергий. Именно он установил в монастыре строгие правила и запретил принимать от мирян подаяние. В то же время все иноки должны были трудиться и жить от труда своего. Сам же Сергий являл для них пример в трудолюбии и смирении. Постепенно слава Троице-Сергиева монастыря росла, и за помощью к монахам обращались и крестьяне, и даже князья. Вокруг монастыря стали селиться люди. Слава Сергия Радонежского разошлась по России и дошла до самого Царьграда. Узнав о благочестии и смирении Сергия, Вселенский Патриарх Филофей отправил к нему особое посольство, доставившее крест, схиму, параман и грамоту. В грамоте Патриарх хвалил Сергия за добродетель и советовал ввести в Троице-Сергиевом монастыре так называемую киновию. Сергий испросил благословения митрополита Алексия и ввел в своем монастыре общинножительный устав. Позже этот устав был введен во многих других русских монастырях. Перед самой своей смертью митрополит Алексий уговаривал игумена Сергия стать его преемником, но игумен скромно и решительно отказался.