Николай Семенович Лесков : биография
Весной 1862 года в столице вспыхнули грандиозные пожары. Власти связали их с выходом прокламаций подпольщиков из «Молодой России». Совершенно естественно было обвинить революционно настроенных нигилистов в поджогах. Вышла передовица, написанная Лесковым на эту тему, и в «Северной пчеле». Автор требовал незамедлительного установления личностей виновных и сурового наказания для них. Казалось бы, что это вполне справедливо, но некоторые «прогрессивные» деятели печати усмотрели в действиях Лескова провокацию и объявили, что он – сторонник строжайших мер, направленных против демократов. Лесков возмутился и обиделся, а в ответ решил написать роман и в повествовании вывести на чистую воду преступников-нигилистов.
В 1864 году под именем М. Стебницкий в популярном журнале Петербурга «Библиотека для чтения» вышел роман Лескова «Некуда». В романе великолепно были прописаны нигилисты, прикрывающие свое прогнившее нутро революционными идеями и желающие на самом деле лишь жить за чужой счет и бездельничать. Нигилизм был тогда весьма модной темой, писали о нем многие и по-разному, однако столь зло и точно ни один писатель даже не пытался посягнуть на святыни разночинцев. Естественно, что авторство Лескова быстро стало известным, и его причислили к реакционерам и агентам Третьего отделения.
На репутации Лескова, как писателя, этот роман навеки оставил несводимое пятно, хоть и был первым, написанным в спешке еще не совсем сложившимся автором. Кстати, тот же роман усугубил и проблемы в семье Лескова – его жена Ольга Васильевна, без сомнений узнала в одной из героинь себя, да к тому же муж ее в этот период завел себе любовницу. Одна из фраз романа Лескова – «она совершенно сошла с ума» – стала пророческой, и через двадцать пять лет Ольгу Васильевну поместили в дом душевнобольных, где она скончалась, прожив еще тридцать лет.
Во второй части того же романа появился и образ Полиньки Калистратовой, «ангела во плоти», списанный с любовницы Лескова Катерины Бубновой. С «ангелом» писатель прожил около двенадцати лет гражданским браком. Однако и этот брак Лескова распался, оставив писателю сына Андрея. Как ни удивительно, а именно одиннадцатилетний Андрей принялся заботиться об отце и вести все домашнее хозяйство. Фактически, сын оказался единственным человеком, искренне привязанным к Николаю Лескову, а также самым первым биографом писателя. На труд Андрея «Жизнь Николая Лескова» в своих работах опираются практически все исследователи.
Кроме злополучного романа «Некуда», Лесков в тот же период создал и такие яркие произведения, как «Овцебык», «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы». Но критики не поддержали опального писателя и, конечно же, Григорович с Некрасовым не явились к нему с поздравлениями, как к Достоевскому, и не сообщили, что он является новой восходящей звездой русской литературы. Все было ровно наоборот – демократическая печать не выносила Лескова на дух. Потому свои произведения ему приходилось публиковать во второстепенных журналах и газетах, что приносило, разумеется, сущие гроши. Каждая новая вещь Лескова вызывала прицельный огонь злобных полемистов.
Самые лучшие и наиболее известные сочинения Лескова – «Запечатленный ангел», «Воительница», «Очарованный странник» написаны в манере, названной литературоведами «лесковским сказом», а благодаря «Левше» его можно назвать одним из первых русских фантастов. Судьбы его персонажей, как правило, трагичны, и Лескова много упрекали еще и в том, что он чересчур мрачно отражает жизнь и исключительно пафосно убивает своих героев. Правда, в восьмидесятых годах Лесков создал весьма «положительный» цикл рассказов, повествующих о русских праведниках. Наибольшей популярностью из них обладает «Несмертельный Голован». Однако и этот герой Лескова сомневается в собственной вере, и автор ухитряется объяснить естественными причинами чудо его выживания во время чумы. К тому времени Лесков близко сошелся со Львом Толстым и заинтересовался постулатами его религиозных представлений, далеко расходящимися с официальной религией. Нашел он и смысл в теориях Чернышевского, Белинского и даже Карлейля, но к концу жизни пересмотрел свое отношение к этим позитивистским учениям, которые подменяли истинную веру глубокой филантропией.
В последние годы жизни Николай Лесков внес в свое творчество резкую публицистичность, и его повести и рассказы приобрели характер острой сатиры. Теперь они не нравились публике за прямоту и цинизм. В опалу попали и «Зимний день», и «Загон», и «Дама и фефела», а публикация романа «Чертовы куклы» была остановлена цензурой. Повесть Лескова «Заячий ремиз» не была опубликована вовсе. Как и романы «Незаметный след» и «Соколий перелет», она увидела свет лишь после революции 1917 года.
Много лет Лескова мучила стенокардия, а для серьезного лечения он все не находил времени и средств. Резкое обострение болезни произошло зимой 1895 года. Оно уложило писателя в постель, а 21 февраля Николай Семенович Лесков скончался от сердечной недостаточности. Через два дня его похоронили на Волковом кладбище, на так называемых Литераторских мостках. В столе умершего писателя обнаружили письмо, которое можно считать его духовным завещанием. В частности, в нем было указано, что Лесков просит прощения у всех, кого огорчил, оскорбил, и у тех, кому мог быть неприятен.
Лев Толстой назвал Лескова «писателем будущего» и оказался совершенно прав. Сегодня братоубийственные войны, ненависть и потребительское отношение к жизни показывают нам картины не менее жестокие, чем рисовал в своих произведениях Николай Лесков.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт