Николай Петрович Караченцов - народный артист РСФСР, лауреат государственной премии. Родился 27 октября 1944 года в Москве. Детство провёл на Чистых прудах. Его мама, Янина Евгеньевна Брунак была балетмейстером, ставила спектакли во Въетнаме, Монголии и Сирии. Отец, Пётр Караченцов - был известным художником.
В 1967 году Николай окончил Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе и пришёл в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1991 года - «Ленком»). Одной из первых ролей Караченцова была роль в спектакле «Музыка на 11-м этаже». С приходом в театр Марка Захарова Николай Петрович получил главную роль в спектакле «Тиль» по роману Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель». Роль Тиля принесла актёру первую популярность.
Почти за сорок лет Николай Караченцов сыграл на сцене «Ленкома» в таких известных спектаклях, как "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Чешское фото", "Сорри", "Шут Балакирев". Огромную популярность в 1980-е годы актёру принесла роль графа Резанова в рок-опере "Юнона и Авось", которая с успехом идёт на сцене "Ленкома" больше тридцати лет.
В кино Николай Караченцов начал сниматься с 1967 года: первыми фильмами с его участием стали «Красная площадь», «Штрихи к портрету», «…И снова май». Первую известность в кино ему принесла драма «Старший сын» (1975). Николай Караченцов с равным успехом снимался в фильмах различных жанров - музыкальных, детских, приключенческих, драматических. Популярности ему прибавили роли в таких картинах, как «Собака на сене» (1977), «Короли и капуста» (1978), «Приключения Электроника» (1979), «Благочестивая Марта» (1980), «Трест, который лопнул» (1982), «Белые росы» (1983), «Маленькое одолжение» (1984), «Нужные люди» (1986), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Дежа вю» (1988), «Криминальный квартет» (1989), «Светлая личность» (1989), «Ловушка для одинокого мужчины» (1990), «И чёрт с нами!» (1991), «Чокнутые» (1991), «Простодушный» (1994), «Петербургские тайны» (1995), «Королева Марго» (1996), «Цирк сгорел и клоуны разбежались» (1997), «Развязка петербургских тайн» (1998), «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского», «Львиная доля"» (2001), «Колхоз-Интертеймент» (2003), «Па» (2004), «Летучая мышь» (2004), «Счастье ты моё» (2005) и многие другие. Всего в послужном списке актёра около ста ролей в кино.
Другим его увлечением является исполнение песен. Его немного хрипловатый, необычайно выразительный голос легко запоминается и узнаваем буквально с первых же пропетых нот. В репертуаре Николая Караченцова более двухсот песен, различными фирмами выпущено огромное количество компакт-дисков. Первым предложил спеть Николаю Петровичу Геннадий Гладков. Сначала в спектакле «Тиль» (1974), потом в фильме «Собака на сене» (1977), к которым Гладков написал музыку. И это было смело по тем временам. Ведь тогда было принято, что в кино поют профессиональные оперные или опереточные певцы, а актёры в кадре под фонограмму, лишь имитируют пение. В «Собаке на сене»,например, по сюжету надо было спеть серенаду. Николай Петрович сначала отказался, объяснив это тем, что серенаду должен исполнять профессиональный тенор, а он, мол, может только пробасить или провопить. На что композитор Геннадий Гладков ответил: «Для этой роли именно это и нужно!». Серенада маркиза Рикардо «Венец творенья дивная Диана…» - считается первой официальной записью Караченцова. Потом понадобилось записать песню для ещё одной картины, затем попросили записать песни на радио, выступить в качестве исполнителя на телевидении… Таким образом пение стало неотъемлемой частью творчества Николая Караченцова.