О знаменитости
Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев): биография
Интересно, что сам Аввакум утверждает, что страдал не только от рук «гонителей праведной веры», но еще и от настоящих бесов. Он пишет, что ночами бесы мешали ему спать, играя на дудках и на домнах, вырывали из рук четки, когда протопоп молился, и даже занимались прямым физическим насилием, выворачивая Аввакуму голову.
К 1660 году патриарх Никон лишился своего влияния и при царском дворе, и у духовенства, а потому протопоп Аввакум получил разрешение вернуться в Москву. Путь его продолжался три года и был далеко не легким, и во всех селах, городах и церквях, встречавшихся по дороге, Аввакум проповедовал слово Божье и обличал «ересь» Никона.
Москва встретила пострадавшего за веру страдальца только в 1663 году, но зато с большими почестями. Среди москвичей было немало явных и тайных сторонников старой веры, и все они выказывали Аввакуму почтение и восторги. Царь Алексей Михайлович расположил протопопа на Кремлевском монастырском подворье и, опять же по рассказам Аввакума, испытывал к нему явное уважение, не раз обращаясь при встречах с просьбой благословить. Но личное торжество Аввакума долго не продлилось – опять же благодаря его твердокаменным принципам.
Не прошло и нескольких месяцев, как всей Москве стало ясно, что протопоп Аввакум – враг не лично патриарху Никону, а церковной реформе в целом. Боярин Родион Стрешнев передал протопопу отеческий совет царя: присоединиться к новой церкви или уж хотя бы прекратить ее критиковать. Аввакум, считая Алексея Михайловича ставленником Бога и помня о его добром отношении, попытался превозмочь себя и замолчать, но не сумел. Его нелестные отзывы об архиереях, о принятии четырехконечного креста вместо исконно русского восьмиконечного, об исправлении Символа веры и о троеперстном сложении звучали так громко, что не реагировать на них стало просто невозможно. Вдобавок к этому Аввакум написал царю челобитную, где четко изложил все свои требования.
После челобитной царскому терпению наступил предел – тем более что сие послание передал Алексею Михайловичу юродивый Федор, нагло подошедший к царской карете. Государь уважал Аввакума как человека сильно страдавшего, но вовсе не считал его убеждения правильными. Да и жалоб на протопопа со стороны церковных деятелей накопилось уже огромное количество. Так что в 1664 году Аввакум опять отправился в ссылку – на сей раз в поселение Мезень (ныне – город в Архангельской области).
Здесь он провел полтора года, не прекращая проповедовать и рассылая по России послания своим приверженцам. В этих посланиях Аввакум именовал себя «посланником Христа» и «протосингелом истинной церкви». Ничем хорошим такое поведение закончиться не могло, и в 1666 году протопопа привезли в Москву, где как раз в этот момент шел церковный суд над Никоном. На том же соборе Аввакума долго и тщетно призывали отречься от старой веры, но ничего не добились и, наконец, расстригли непокорного священника. После расстрижения состоялась обедня в Успенском соборе, на которой протопопа «опроклинали», а он в ответ наложил на архиереев анафему. Далее Аввакума увезли в Свято-Пафнутьев монастырь, где заперли скованным и так продержали почти год.
Расстрижением Аввакума оказались недовольны очень многие – и в народе, и во многих боярских семьях. Переживала даже царица, которая ходатайствовала за протопопа и даже поругалась из-за него с Алексеем Михайловичем. Поэтому переубедить Аввакума пытались еще неоднократно, в том числе в Чудовом монастыре в присутствии восточных патриархов. Но на все уговоры Аввакум отвечал отказом и бранью, а в последней своей речи заявил, что лучше одному творить волю Бога, чем этим займется «тьма беззаконных».
В 1867 году казнили соратников Аввакума, а самого протопопа наказали кнутом и сослали в город Пустозерск вместе с симбирским протопопом Никифором и их товарищами Епифанием и Лазарем. В Пустозерске Аввакум просидел четырнадцать лет – в земляной тюрьме, питаясь лишь водой и хлебом. Но и там он не замолчал – по-прежнему проповедовал и слал грамоты и письма. Одно из таких посланий адресовалось молодому царю Федору Алексеевичу, недавно занявшему престол, и содержало резкую критику умершего царя Алексея и патриарха Иоакима. Эта критика и решила, наконец, его участь – 14 апреля 1682 года Аввакума вместе с товарищами сожгли в срубе.
Протопоп Аввакум почитается большинством старообрядческих общин и церквей, которые считают его исповедником и священномучеником. В 1916 году решением старообрядческой церкви Белокриницкого согласия Аввакум был причислен к лику святых. В 1991 году в родном селе протопопа открыли его памятник.
Что же до светской памяти об Аввакуме Петровиче Кондратьеве, то, кроме несомненного уважения к столь твердым принципам, этот человек заслужил звание родоначальника новой российской словесности и жанра исповедальной прозы. Его перу приписывают сорок три произведения, в число которых входят знаменитая автобиография «Житие протопопа Аввакума», «Книга толкований», «Книга бесед», «Книга обличений» и другие сочинения, написанные удивительно образным и вольным для того времени языком.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт