Поделиться:

О знаменитости

Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев): биография


Интересно, что сам Аввакум утверждает, что страдал не только от рук «гонителей праведной веры», но еще и от настоящих бесов. Он пишет, что ночами бесы мешали ему спать, играя на дудках и на домнах, вырывали из рук четки, когда протопоп молился, и даже занимались прямым физическим насилием, выворачивая Аввакуму голову.

К 1660 году патриарх Никон лишился своего влияния и при царском дворе, и у духовенства, а потому протопоп Аввакум получил разрешение вернуться в Москву. Путь его продолжался три года и был далеко не легким, и во всех селах, городах и церквях, встречавшихся по дороге, Аввакум проповедовал слово Божье и обличал «ересь» Никона.

Москва встретила пострадавшего за веру страдальца только в 1663 году, но зато с большими почестями. Среди москвичей было немало явных и тайных сторонников старой веры, и все они выказывали Аввакуму почтение и восторги. Царь Алексей Михайлович расположил протопопа на Кремлевском монастырском подворье и, опять же по рассказам Аввакума, испытывал к нему явное уважение, не раз обращаясь при встречах с просьбой благословить. Но личное торжество Аввакума долго не продлилось – опять же благодаря его твердокаменным принципам.

Не прошло и нескольких месяцев, как всей Москве стало ясно, что протопоп Аввакум – враг не лично патриарху Никону, а церковной реформе в целом. Боярин Родион Стрешнев передал протопопу отеческий совет царя: присоединиться к новой церкви или уж хотя бы прекратить ее критиковать. Аввакум, считая Алексея Михайловича ставленником Бога и помня о его добром отношении, попытался превозмочь себя и замолчать, но не сумел. Его нелестные отзывы об архиереях, о принятии четырехконечного креста вместо исконно русского восьмиконечного, об исправлении Символа веры и о троеперстном сложении звучали так громко, что не реагировать на них стало просто невозможно. Вдобавок к этому Аввакум написал царю челобитную, где четко изложил все свои требования.

После челобитной царскому терпению наступил предел – тем более что сие послание передал Алексею Михайловичу юродивый Федор, нагло подошедший к царской карете. Государь уважал Аввакума как человека сильно страдавшего, но вовсе не считал его убеждения правильными. Да и жалоб на протопопа со стороны церковных деятелей накопилось уже огромное количество. Так что в 1664 году Аввакум опять отправился в ссылку – на сей раз в поселение Мезень (ныне – город в Архангельской области).

Здесь он провел полтора года, не прекращая проповедовать и рассылая по России послания своим приверженцам. В этих посланиях Аввакум именовал себя «посланником Христа» и «протосингелом истинной церкви». Ничем хорошим такое поведение закончиться не могло, и в 1666 году протопопа привезли в Москву, где как раз в этот момент шел церковный суд над Никоном. На том же соборе Аввакума долго и тщетно призывали отречься от старой веры, но ничего не добились и, наконец, расстригли непокорного священника. После расстрижения состоялась обедня в Успенском соборе, на которой протопопа «опроклинали», а он в ответ наложил на архиереев анафему. Далее Аввакума увезли в Свято-Пафнутьев монастырь, где заперли скованным и так продержали почти год.

Расстрижением Аввакума оказались недовольны очень многие – и в народе, и во многих боярских семьях. Переживала даже царица, которая ходатайствовала за протопопа и даже поругалась из-за него с Алексеем Михайловичем. Поэтому переубедить Аввакума пытались еще неоднократно, в том числе в Чудовом монастыре в присутствии восточных патриархов. Но на все уговоры Аввакум отвечал отказом и бранью, а в последней своей речи заявил, что лучше одному творить волю Бога, чем этим займется «тьма беззаконных».

В 1867 году казнили соратников Аввакума, а самого протопопа наказали кнутом и сослали в город Пустозерск вместе с симбирским протопопом Никифором и их товарищами Епифанием и Лазарем. В Пустозерске Аввакум просидел четырнадцать лет – в земляной тюрьме, питаясь лишь водой и хлебом. Но и там он не замолчал – по-прежнему проповедовал и слал грамоты и письма. Одно из таких посланий адресовалось молодому царю Федору Алексеевичу, недавно занявшему престол, и содержало резкую критику умершего царя Алексея и патриарха Иоакима. Эта критика и решила, наконец, его участь – 14 апреля 1682 года Аввакума вместе с товарищами сожгли в срубе.

Протопоп Аввакум почитается большинством старообрядческих общин и церквей, которые считают его исповедником и священномучеником. В 1916 году решением старообрядческой церкви Белокриницкого согласия Аввакум был причислен к лику святых. В 1991 году в родном селе протопопа открыли его памятник.

Что же до светской памяти об Аввакуме Петровиче Кондратьеве, то, кроме несомненного уважения к столь твердым принципам, этот человек заслужил звание родоначальника новой российской словесности и жанра исповедальной прозы. Его перу приписывают сорок три произведения, в число которых входят знаменитая автобиография «Житие протопопа Аввакума», «Книга толкований», «Книга бесед», «Книга обличений» и другие сочинения, написанные удивительно образным и вольным для того времени языком.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора