Лариса Голубкина появилась на свет в Москве, 9 марта 1940 года. Ее раннее детство, как и у большинства тех, кто родился в то время, прошло без отца – мать Ларисы, Клавдия Михайловна, проводила мужа, кадрового военного, на фронт, когда дочери не было и полутора лет.
Лариса с детства грезила о сцене, но вовсе не о театральной: ее мечтой была опера. Девочка обожала петь и знала наизусть множество оперных арий, причем исполняла их так хорошо для своих лет, что соседи нередко собрались послушать ее домашние «концерты». А вот в самодеятельности Лариса не участвовала никогда, да и к кино относилась без особого восторга. Творческие гены девочка, видимо, унаследовала по отцовской линии – ее дед и прадед были купцами, но искусство занимало немалую часть их жизни, а двоюродная бабушка, Анна Голубкина, училась у самого Гогена и стала известным скульптором.
Несмотря на такую семью, отец Ларисы, Иван Павлович, человек строгого характера и весьма консервативных взглядов, ни в коем случае не желал видеть дочь актрисой. Не слишком одобряла эту профессию и мать, а потому девочка скрывала от родителей свои мечты. Для их спокойствия она объявила, что хочет стать биологом, и старательно занималась нужными для поступления на соответствующий факультет предметами: химией, биологией и математикой. Со слов самой Ларисы Ивановны, она непременно стала бы врачом или биологом, если бы потерпела неудачу с театром – с детства ей нравилось ухаживать за больными и не составляло проблемы угадать, где и что у человека болит.
Окончив школу, Лариса Голубкина подала документы на биологическое отделение университета и немедленно отправилась проходить конкурс в ГИТИСе. На поступление она не слишком рассчитывала, но к собственному удивлению вступительные экзамены сдала успешно и стала студенткой факультета музыкальной комедии. Курсом, на котором училась Лариса, руководил Иосиф Туманов, он же преподавал своим студентам актерское мастерство, а вокалу они учились у Марии Петровны Максаковой. Может показаться странным, что Лариса не захотела стать оперной актрисой – но к этому времени ее интересовало уже не только пение. Девушка решила стать профессионалкой во всем, а особенно старалась освоить драматическое мастерство, чтобы быть не просто певицей, а именно актрисой. И все же после выпускных экзаменов Мария Максакова посоветовала Ларисе не забывать о своем великолепном голосе.
Большинство студентов-театралов стремится сняться в кино, но у Голубкиной такого желания не было. Еще на первом курсе она попала на пробы к фильму «Простая история» и ощутила себя перед камерой совершенно беспомощной. Из-за скованности и неестественного поведения пробы Лариса не прошла и уверилась, что кинокарьера ей не светит.
Звездная роль досталась Голубкиной практически случайно. Эльдар Рязанов, приступивший к съемкам картины «Гусарская баллада», очень долго искал актрису на роль Шурочки Азаровой, отвергая одну за другой претенденток. Наконец, один из однокурсников Ларисы, принимавший участие в массовках фильма, посоветовал режиссеру пригласить на пробы Голубкину.
Подготовительный период «Гусарской баллады» занял немало времени. Ларисе пришлось на пробах сыграть едва ли не все эпизоды фильма – Рязанову было необходимо убедиться в том, что дебютантка, полностью подошедшая ему по внешности, действительно справится с ролью. Кроме того, существовала и другая причина: Лариса успела сработаться с партнерами, уже имевшими большой опыт в кино: Юрием Яковлевым и Игорем Ильинским. Долгая подготовка к съемкам позволила двадцатилетней актрисе проявить лучшие грани своего таланта. Ее успех определили и черты характера героини, во многом похожей на Ларису. Шурочка Азарова была такой же живой, по-мальчишески озорной и пылкой, оптимистичной и в то же время женственной, как и сама Лариса. Конечно, пригодилась и актерская школа ГИТИСа, и превосходные вокальные данные Голубкиной. Правда, в вузе ей доставались, в основном, драматические роли, а «Гусарская баллада» требовала водевильной грации и легкости, иронии и стремительного темпа – и со всем этим Лариса справилась превосходно.