О знаменитости
Эрнст Теодор Амадей Гофман: биография
Плоцк оказался куда провинциальней Познани, и высокий чиновник в нем занимался, в основном, мелкими ворами, крестьянскими жалобами и отчетами о городских событиях. Невеликим оказалось и жалованье, и Гофман часто занимал деньги у фон Гиппеля, тогда уже ставшего бароном. Ни театров, ни богемы здесь не имелось и в помине, и от очередной депрессии Эрнста спасла жена. Все обошлось невыносимой скукой, и будущий писатель изливал свои печали в дневник. Его двойная жизнь продолжалась: днем служебные обязанности, ночью – новая музыка. Творец и чиновник в одном лице – если верить медицине, это первый признак шизофрении или… гениальности.
В 1803 году он впервые проявил себя как профессиональный писатель: столичная «Независимая» газета опубликовала эссе Гофмана «Письмо монаха к столичному другу». Вышли и успешные публикации его музыкальной критики, и было второе место в каком-то литературном конкурсе. А в конце года скончалась тетя Иоганна, и Эрнст получил небольшое наследство. Приехав в Кенигсберг, он ежедневно ходил в театр, а в феврале 1804 года покинул дом Дерфферов, ставший совсем унылым. В город своего детства Гофман больше не вернулся никогда.
Месяц спустя его перевели в Варшаву на должность государственного советника в прусском верховном суде. Здесь скука и тоска от Гофмана отступили – не только благодаря культурной жизни польской столицы, но и появлению новых друзей, особенно асессора Юлиуса Эдуарда Гитцига. Благодаря Гитцигу Эрнст погрузился в мир немецкой романтической литературы – Вакенродер, Людвиг Тик, Новалис. В апреле 1805 года в Варшаве прошла премьера нового зингшпиля Гофмана, и на титульном листе партитуры впервые имя «Вильгельм» сменилось именем «Амадей» – в честь великого Моцарта, которого Гофман буквально обожествлял. Тогда же Эрнст написал симфонию ми мажор, единственную в его творчестве, и ля-мажорную сонату для фортепиано. В Варшаве он дирижировал на премьерах, был признан как композитор и даже принимал участие в исполнении вокальных партий – вдобавок к остальным талантам Гофман обладал звучным тенором.
Той же весной Эрнст стал одним из учредителей «Музыкального собрания» – общества, расположившегося в Мальтийском дворце. Некоторые залы, которые занимало это общество, Гофман украсил своими картинами. А летом у них с Михалиной родилась девочка Цецилия, названная в честь святой, покровительствующей музыке. Словом, в Варшаве Гофман почти обрел себя – ставились его зингшпили, вышла в публикации фортепианная соната, и сам он дирижировал на своих премьерах, проектировал сценические декорации и уже подумывал, не оставить ли ненавистную юриспруденцию ради заработков музыкой. Причем в отношении службы тоже все было прекрасно – приемлемая зарплата, похвальные отзывы.
Но длительное счастье гениям выпадает редко. В конце осени 1806 года Варшаву заняли войска Наполеона, и прусских чиновников поставили перед недвусмысленным выбором: или присяга Франции, или немедленная высылка из Варшавы. Большинство предпочло хранить верность родине, но радости им это не принесло. Присягу не подписал и Гофман. Хотя прямого приказа о выезде он не получил, но остался без квартиры, и семья некоторое время ютилась на чердаке Мальтийского дворца. В январе Эрнст сумел отправить жену и дочь в Познань, к родителям Михалины, но ему самому паспорт для поездки в Вену не выдали.
Во время переезда Михалины случилось несчастье – почтовая карета опрокинулась, Михалина серьезно повредила голову, а Цецилия погибла. По счастью, жене Гофмана удалось добраться до родных, но трагедия не замедлила сказаться на Эрнсте – он заболел нервной горячкой. В таком состоянии он прожил в Варшаве до июля и наконец уехал в Берлин.
Всего тридцать лет – и подорванное напрочь здоровье, и больная психика, и невозможность найти работу. Времена были сложные, ни как адвокат, ни как композитор или дирижер Гофман оказался никому не нужен. Он перебивался продажей карикатур на Наполеона, распространял нотные издания и даже посредничал в продажах роялей. Заработанных таким образом денег едва хватало на хлеб. Благодаря объявлениям, разосланным по газетам, Эрнст все же нашел работу: ему предложили должность театрального капельмейстера в Бамберге, при герцогском дворе. Он дал согласие и немедленно вызвал к себе жену, но ее родители воспротивились отъезду Михалины. Неудивительно – они выдавали дочь за государственного чиновника и внезапно обрели зятя-музыканта! Эрнсту пришлось отправляться за женой в Познань.
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт