О знаменитости
Эрнст Теодор Амадей Гофман: биография
В августе 1808 года супруги приехали в Бамберг, поселились в мансарде четырехэтажного узкого дома, и Гофман вступил в должность. Всю прелесть работы в крохотном провинциальном театре он осознал сразу: за жалкие копейки приходилось исполнять обязанности одновременно дирижера, композитора, машиниста сцены и художника по декорациям. Правда, к бедности Эрнст уже успел привыкнуть, а терпение Михалины, видимо, не имело границ, так что жизнь омрачало вовсе не отсутствие финансов. Гофман занимался любимым делом и был бы счастлив, но вскоре граф, владелец театра, передал режиссуру и вообще все руководство театром некоему Куно, человеку невежественному и высокомерному.
И все же мир был прекрасен. Гофман подрабатывал частным преподаванием, завязывал мимолетные интрижки с замужними дамами, сочинял музыку, писал критические статьи с едким вкусом сатиры и возвращаться к юриспруденции не собирался ни в каком случае. Театр в конце концов обанкротился, после чего бывший капельмейстер, вовсю публиковавшийся в газетах, обратил свое внимание на литературную деятельность.
Его первый рассказ опубликовали зимой 1809 года во «Всеобщей музыкальной газете» – это был «Кавалер Глюк», изрядно урезанный. Подписи Гофмана под рассказом не стояло, так как он все еще надеялся, что прославится как композитор, а потому не желал привлекать внимания по таким мелочам, тем более что один из его знакомых по Берлину, Франц фон Гольбайн, взялся за восстановление театра. Гофман с радостью вернулся в театр, где ему предоставили полную свободу, но писать, по счастью, не бросил. В сентябре 1809 года он опубликовал «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера».
Год спустя его ученица Юлия Марк, дочь местного консула, к которой Эрнст испытывал нежную привязанность, неожиданно расцвела, превратилась в очаровательную барышню, и Гофман буквально потерял голову. Он по-прежнему дорожил женой, но справиться со внезапной страстью не мог. О взаимности речи не шло – юная девица прекрасного происхождения и со столь же прекрасным приданым не могла и подумать о связи с человеком пусть и талантливым, но безденежным, неуравновешенным и впридачу на двадцать лет старше. Мир Гофмана продолжал двоиться: яркая восторженность сменялась полубезумной депрессией. Обоим состояниям неизменно сопутствовало спиртное.
В 1812 году родители девушки наконец заметили неадекватное отношение к ней учителя и дали понять, что присутствие Гофмана в доме больше не нужно. Вскоре Юлию выдали замуж. По закону черной полосы снова закрылся театр, которому было отдано столько сил, и когда Гофману предложили должность капельмейстера в дрезденской труппе, он покинул Бамберг без тени сомнения.
В Дрездене дела пошли лучше. Эрнст гастролировал с труппой театра, в основном, в качестве дирижера, более-менее прилично зарабатывал и много писал. В августе 1813 года сюда докатилась война, и Гофман вполне оправдал мнение о том, что гению нужны потрясения. Каждый день наблюдая траншеи, заваленные трупами, рвущиеся на улицах ядра и прочие ужасы, он написал одну из лучших в мире сказок – «Золотой горшок», историю о мире грез и волшебной любви. Тогда же появились «Гипнотизер», «Песочный человек» и подготовленный к печати сборник рассказов «Фантазии в манере Калло» – целых четыре тома. Но побочные занятия капельмейстера не понравились руководителю труппы, и из театра Гофман ушел в результате крупной ссоры.
Первые два тома «Фантазий» издали весной 1814 года. Гротеск, романтика и мистика, удивительно естественным путем прораставшие из быта, необычное видение обычного мира – истории, вышедшие из-под пера Гофмана, поначалу вызвали только недоумение, а потом так понравились читателям, что их автор превратился в модного писателя. Правда, восторженные поклонники нового писателя не подозревали о том, что их кумир получает мизерные гонорары и живет на грани нищеты.
Осенью 1814 года Гофман сдался. Или поддался уговорам – но в любом случае получил должность юриста в аппеляционном суде Берлина. Этот пост выхлопотал ему барон фон Гиппель, причем лишь с испытательным сроком – жалованье Гофману начали выдавать лишь через несколько месяцев службы. Но зато он жил теперь в столице.
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт