В Стагире, фракийской колонии греков, в 384 году до нашей эры, в семье благородного происхождения, родился мальчик, названный Аристотелем. Отец его, Никомах, занимал должность придворного врача у Аминты III – македонского царя. Мечтавший, что однажды сын займет ту же должность или даже превзойдет его в искусстве врачевания, Никомах сам преподавал сыну врачебное искусство, а также философию. В те времена философия была неотделима от медицины.
Аристотель рано потерял родителей и отправился после их смерти в Атарней (Малая Азия), а достигнув восемнадцатилетнего возраста, переехал в Афины, где прожил около двадцати лет. Именно в Афинах Аристотель слушал лекции Платона, изучал его сочинения и был в этом настолько прилежен, что уже скоро смог занять самостоятельное положение.
Многие более поздние писатели утверждали, что разрыв между Платоном и Аристотелем носил характер неблагодарности ученика по отношению к учителю. Однако почтительный и уважительный тон полемики Аристотеля против учения Платона об идеях решительно отметает эти подозрения. Более того – в одной из своих элегий Аристотель прямо говорит, что человек дурной даже не имеет права хвалить Платона. Однако различие в философских взглядах вело к частым и упорным спорам между двумя мыслителями, и все же, если следовать восточным канонам, Платон должен был быть счастлив – его ученик превзошел своего учителя. Другое свидетельство уважения Аристотеля к Платону – это факт переезда в Атарней вместе с учениками непосредственно после смерти в 347 году до н.э. Платона. Обладай Аристотель хотя бы частью приписываемой ему ненависти к Платону, он наверняка остался бы в Афинах и насладился падением школы великого философа.
В Атарнее, находясь под покровительством тирана Гермия, Аристотель женится на его родственнице, Пифиаде, и поселяется в Метилене. Именно отсюда в 343 году до н.э. Филипп, царь Македонии, вывозит Аристотеля для преподавания философии своему тринадцатилетнему сыну Александру, будущему великому полководцу. Возможно, именно Аристотель вдохнул в Александра благородство, развил в нем щедрость, уважение к искусствам и науке. Образ Аристотеля сохранен под именем мудреца Арасту в цикле восточных поэм об Искандере. Несомненное и положительное влияние философа было настолько явным, что благодарный Филипп и сам Александр по достоинству наградили философа. Филипп полностью восстановил его родной город – Стагиру. Александр же преподнес учителю 800 000 талантов – совершенно невообразимая сумма по тем временам. Эти деньги Аристотель потратил на поиск образцов животного мира, которые послужили материалом для создания знаменитого труда «история животных».
Однако дружеские отношения ученика и учителя расстроились после казни племянника философа, Каллисеена, который жестко высказал порицание недостойным поведением царя и стал жертвой придворных интриг, обвиненный в покушении на Александра. Аристотель в то время уже переехал в Афины и основал Лицей - собственную философскую школу. Доступа в афинскую Академию у Аристотеля не было, так как там главенствовала философия циников Киносарга и Ксенократа. Школа Аристотеля называлась также «Перипата», так как занятия философ проводил, прогуливаясь. Отсюда же пошло именование его последователей: перипатетики, «прогуливающиеся». Школа действовала одновременно в двух режимах: утро философ посвящал научным занятиям со своими ближайшими учениками, а во второй половине дня читал лекции, на которые мог явиться каждый желающий.
Именно Аристотелю, изучавшему практически все вопросы развития общества и природы, принадлежит честь создания системы научной терминологии, которая существует до сих пор. Отнюдь не разделявший идеалистических воззрений своего учителя Платона, Аристотель установил, что любой вещи в мире свойственны качество и количество, время и место, отношение и образ действия. Огромный интерес представляет сочинение «Поэтика», утверждавшее, что литература должна отражать действительность. Аристотель был первым, поставившим вопрос о воздействии литературы на психологию читателя. Не менее фундаментальны и труды философа «О небесах» и «Физика», в которых установлено, что все материальное состоит из воды, огня, земли и воздуха и не исчезает бесследно. Несомненно и то, что Аристотель оказал серьезное влияние на религию – поддержав и развив идею Платона о существовании в природе «неподвижного перводвигателя», он зародил представление о единобожии, основном постулате христианства. Мысли греческого философа развивали многие ученые Европы и Востока. К примеру, Коперник, доказавший, что Земля движется вокруг Солнца, следовал аристотелевскому описанию небесных светил.