Царствование под опекой
Абу Са’ид стал наследником отца после смерти старшего брата Сулейман-шаха. В апреле-мае 1314 года он был назначен наместником Хорасана и Мазандерана под опекой эмира Севинджа ибн Шиши, а после известия о смерти Олджейту (16 декабря 1316 года) возвращён Севинджем в столицу, Сольтание, куда прибыл не ранее весны 1317 года. Через некоторое время он торжественно вступил на престол; в точной дате источники расходятся: апрель-май (Хамдаллах Мостоуфи), 16 августа (Шабанкараи) или 5 июля (Махмуд Амоли). Промедление в возведении Абу Са’ида на престол, вероятно, отчасти связано с замыслами эмира Севинджа, желавшего сместить с высокого поста улусного эмира (амир-е улус) Чобана. Положение Чобана, как настоящего правителя страны при двенадцатилетнем ильхане, упрочилось после смерти Севинджа в январе 1318 года.
С именем Севинджа слухи связывали беспорядки в Хорасане, последовавшие за отъездом ильхана. Оставленный управлять провинцией эмир Ясавул был убит по подстрекательству подчинённого ему Бегтута и чагатайского царевича Ясавура Никудари, бежавшего из Средней Азии и получившего владения к югу от Амударьи. Сначала Бегтут и Ясавур заявляли о своей лояльности ильхану, но затем подняли открытый мятеж и вторглись в Мазандеран. Сопротивление в их тылу местных правителей, в частности Гийас ад-Дина Курта, правителя Герата, вынудило восставших ограничить свои действия Хорасаном. Ко времени прибытия весной 1319 г. ильханской армии под командованием Амира Хусейна (отца первого джалаиридского правителя Шейха Хасана Бузурга) восстание практически потерпело крах. В следующем году Ясавур был убит своими чагатаидскими родичами.
Крупным событием первых лет ильханства Абу Са’ида было низвержение Рашид ад-Дина, бывшего визирем с 1298 года, а со времени Олджейту делившего этот пост с Тадж ад-Дином Али-шахом. Престарелый Рашид ад-Дин, став жертвой интриг своего сослуживца, был отстранён от должности, усилиями Чобана предан суду по обвинению в отравлении Олджейту и казнён 18 июля 1318 года. Финансы государства в везират Тадж ад-Дина Али-шаха пришли в расстройство, а положительные результаты реформ Газан-хана, частично устранивших произвол чиновников и кочевой знати, были сведены на нет. К злоупотреблениям власть придержащих добавились постигшие страну в 1318—1320 годах стихийные бедствия — засуха, налёт саранчи и сильный град, которые привели к голоду и совершенно обездолили оседлых крестьян.
Вторжение в начале 1319 года в район Дербента войск золотоордынского Узбек-хана привело к восстанию среди эмиров. После отхода врага Чобан, недовольный действиями своих военачальников, подверг одного из них, эмира Курумиши, наказанию ударами палок. В ответ тот поднял в Грузии мятеж, убив нескольких чиновников улусного эмира. Поддержанный кераитом Иринчином (Иренджином), которого Чобан в своё время сместил с поста правителя Диярбакыра, Курумиши двинулся на Сольтание. 20 июня в ожесточённом бою на реке Зенджан-руд неподалёку от Миане бунтовщики были разгромлены армией во главе с самим ильханом. Абу Са’ид, проявивший в сражении личную храбрость, получил титул бахадур («герой»), а также султан аль-адиль («справедливый султан»). Курумиши и Иринчин с их соратниками были захвачены в плен и жестоко казнены в Сольтание.
По сообщению египетского летописца Муфаддаля, Абу Са’ид, желая освободиться от опеки Чобана, был сначала готов поддержать выступление Курумиши . После его подавления, Чобан взял в жёны сестру Абу Са’ида Сати-бек, и вскоре государство было фактически разделено между членами семьи эмира. Сыновья Чобана стали наместниками провинций: Тимурташ (Демир-Таш) — Анатолии (Рума); Махмуд — Грузии; Хасан, после смерти Амира Хусейна в 1322 г., — Хорасана; Талыш, сын Хасана, — Кермана и Фарса. Димишк-ходжа правил в Азербайджане и обоих Ираках, а также осуществлял функции визиря. Рукн ад-Дин Са’ин, получивший эту должность после смерти Али-шаха (1324) и краткого везирата его сыновей, являлся визирем лишь номинально. Положение семьи не поколебала даже попытка отложиться от центрального правительства Тимурташа (1322), который начал чеканить монету и оглашать хутбу со своим именем. Он объявил себя махди (мессией) и призывал мамлюков начать вместе с ним поход для завоевания Ирана. Чобан сам выступил против сына, который был доставлен ко двору, но лишь для того, чтобы получить помилование ильхана и восстановление в правах.