Место рождения и происхождение
Согласно одному преданию Вамба родился в городке Эгитания, окруженном со всех сторон стеной, построенной во времена римского владычества (совр. селение Иданья-а-Велья, к северо-востоку от Кастело Бранко в Португалии). Испанская традиция провозглашает его родиной Галисию, округ Санта Мария-де-Досон в старом доме со щитом. Мануэль де Соуза да Силва, португальский генеалог XVII века, в своей работе «Дворянские рода, происходящие из Энтре-Дору-э-Минью», придерживается этой версии, добавляя, что Вамба происходил из рода вестготских королей, но обеднел и ко времени вступления на престол был простым фермером. Современные генеалоги видят в нём сына Тульги, так как его отец был свергнут в молодом возрасте, когда его сыновья были ещё детьми.
По самому распространенному мнению, он родился и вырос в андалузском горном поселением Пухерра (или Буксарра, как она именовалась в прошлом) окруженном каштановым лесом, на берегу реки Хеналь, в Малаге, что на юге Испании. Здесь же находятся руины Молино-де-Капилья («Часовенной мельницы»), и также неподалеку располагается деревушка Сенай, которую изредка также называют местом его рождения.
Однако, легенды о бедном происхождении Вамбы выглядят как-то недостоверно и более правдоподобно смотрится версия о том, что Вамба ко времени вступления на престол был герцогом Лузитании, уже прославившимся военными успехами. Он присутствовал на X Толедском соборе в 656 году, где его роль свелась к предоставлению отцам собора завещания Святого Мартина, которое иерархи противопоставили такому же акту недавно умершего епископа Рихимира. Последний завещал часть имущества Думийской церкви беднякам, а собор, используя завещания Мартина, выступавшего за целостность церковного имущества, завещание Рихимира отменил.
Избрание на престол
1 сентября 672 года в день смерти Реккесвинта придворной знатью единодушно королём был выбран Вамба. И Юлиан Толедский в своей книге «История короля Вамбы», и «Хроника Альфонсо III» отмечают, что сначала Вамба отказывался принять власть, но в конце концов должен был уступить требованию войска. Юлиан Толедский даже добавляет, что Вамба до тех пор не хотел брать власть, пока некий граф, выхватив меч, не пригрозил его убить, если он и дальше будет упорствовать. После избрания Вамбу немедленно доставили в Толедо и 19 сентября помазали на царствование в церкви святых Петра и Павла. Здесь впервые упоминается об обычае помазания при коронации вестготского короля, но сам обряд должен быть древнее, так как Юлиан Толедский говорит о нём как о чём-то само собой разумеющемся.
Подавление мятежей
Начало мятежа в Нарбонской Галлии
Вамба был человеком уже в годах, но, тем не менее, он чрезвычайно энергично взялся за выполнение своих королевских обязанностей. Однако выбор Вамбы королём всё-таки устроил не всех. Практически сразу же по вступлении на престол ему пришлось столкнуться с мятежом в Септимании. Роль зачинщика мятежа, по словам Юлиана Толедского, молва приписывала Хильдерику, графу Нима. Его поддержали епископ Магалоны Гумильд и аббат Ранимир. Они схватили епископа Нима Арегия, сохранившего верность королю, и, заковав в кандалы, передали франкам. На его место Хильдерик назначил Ранимира.
Мятеж Павла
Как только слух о мятеже достиг Вамбы, тот послал на подавление его полководца Флавия Павла, родом иберо-римлянина. Однако последний сам поднял мятеж, захватил Нарбонну, несмотря на все усилия епископа этого города Ардебальда противостоять ему. После чего Павел короновался там королём, возложив на свою голову золотую корону, которую в своё время король Реккаред пожертвовал церкви святого Феликса в Хероне. После чего при поддержке Раносинда, герцога Тарраконской Испании и Хильдигиза, на тот момент занимавшего должность гардинга (придворный титул), и, заключив союз с франками и васконами, исконными врагами вестготов, начал готовиться к войне с Вамбой. Похоже, узурпатор Павел стремился к разделу страны, о чём свидетельствует его письмо к Вамбе, дошедшее до нас в трудах Юлиана Толедского. В своём письме он называет себя королём Запада, а Вамбу — королём Востока. Сильную финансовую поддержку Павлу оказали евреи, чья община в Нарбонской Галлии была довольно многочисленной и играла значительную роль в экономике региона.