Поделиться:

О знаменитости

Ага Мирек: биография


Ага Мирек биография, фото, истории - персидский художник

персидский художник

Ага Мирек был уроженцем Исфахана, и принадлежал к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Около 1520 года он прибыл в Тебриз, тогдашнюю столицу персидского царства, и стал художником шахской китабхане. Живший в XVI веке автор «Трактата о каллиграфах и художниках» Дуст Мухаммад сообщает, что Ага Мирек и Мир Мусаввир были двумя несравненными сейидами на службе у шаха Тахмаспа I (1514—1576), расписавшими стены дворца его брата, Сама Мирзы, и участвовавшие во всех крупных проектах по созданию иллюстрированных рукописей. Современники тех событий сообщают, что между молодым Тахмаспом и Ага Миреком установились дружеские отношения, и художник принимал участие во всех ночных пирах и попойках, которые устраивал шах. Его считали бонвиваном и поэтом — он писал неплохие стихи.

С 1522 года шахской китабхане руководил Кемаледдин Бехзад, поэтому вполне естественно, что Ага Мирек перенял множество приёмов у этого замечательного мастера. Под началом Бехзада в придворной мастерской собралось целое созвездие талантов — Касим Али, Султан Мухаммед, Мир Сеид Али и другие. Можно догадаться, с каким удовольствием молодой Ага Мирек окунулся в её творческую атмосферу.

Художник известен не только своими миниатюрами, ему принадлежат изумительные маргиналии на полях рукописей, изображающие фантастических животных (рукопись «Гулистан» поэта Саади начала XVI века, ныне хранится в частной коллекции, Хьюстон, США). Впрочем, хорошо у него получались не только фантастические животные, но и обычные — Ага Мирек имел репутацию лучшего художника-анималиста мастерской шаха Тахмаспа. Кроме этого, он известен как дизайнер ковров, и мастер резьбы по слоновой кости.

Карьера Ага Мирека похожа на карьеру нескольких художников мастерской Тахмаспа I. Начав работать в шахской китабхане в Тебризе, он, далее, перешёл на службу к племяннику шаха Тахмаспа Султану Ибрагиму Мирзе, поскольку к 1540-м годам Тахмасп стал терять интерес к миниатюре, а после перевода столицы в город Казвин, и открытия там новой шахской китабхане, Ага Мирек переходит на службу туда. Султан Ибрагим Мирза служил губернатором в Мешхеде, однако некоторые исследователи считают, что Ага Мирек не переезжал в этот город, а по-прежнему работал в Тебризе, отсылая свои работы Ибрагиму Мирзе с курьером. Современные искусствоведы выделяют четыре основных этапа его творческой эволюции: 1520е годы, когда он изображал несколько укрупнённые фигуры в аккуратных пейзажах; 1530е годы — переходный период; период с конца 1530х по 1555 г, когда композиции мастера стали более сложными, а колорит миниатюр более тонким; и поздний период с 1555 по 1575 год, когда, судя по всему, художник вернулся к манере, в которой он работал в молодости.

Исследователи Диксон и Уэлч считают, что Ага Мирек в молодом возрасте принимал участие в создании миниатюр для знаменитого «Шахнаме» шаха Тахмаспа, работа над которым велась в 1525-35 годах (рукопись ныне разрознена, отдельные листы хранятся в разных коллекциях и музеях мира). В 1539-43 гг. он вместе с другими лучшими художниками шаха трудился над экземпляром «Хамсе» Низами, заказанным Тахмаспом I (Лондон, Британская библиотека). Четыре миниатюры этого манускрипта имеют подпись Ага Мирека, и самая интересная среди них, пожалуй, — «Спор двух врачей», изображающая как два придворных врача сошлись в жестоком споре, кто из них сильнее в своем ремесле. Один из врачей приготовил ужасную пилюлю, от которой желудок рвался на части, и человек умирал. Он предложил проглотить её своему сопернику. Тот с улыбкой сделал это, но принял её вместе с противоядием собственного приготовления, затем отправился к клумбе, сорвал розу, и дал её съесть свому сопернику. В присутствии султана отступать тому было некуда, он начал её есть, и моментально умер.

Работая при дворе Ибрагима Мирзы Ага Мирек принял участие в иллюстрировании рукописи поэмы «Семь престолов» (Хафт Ауранг) поэта Джами, работа над которой велась в 1556-65 годах (Галерея Фрир, Вашингтон). Кроме участия в столь престижных проектах Ага Мирек создавал миниатюры на отдельных листах. Среди них можно упомянуть два листа из галереи Фрир — «Два принца» (ок. 1535г) и «Отдыхающий принц»(ок.1530г). «Отдыхающий принц» — не просто изображение принца с книжкой в руке (некоторые считают, что это портрет молодого шаха Тахмаспа), но идеализированное воплощение красоты и мудрости — идеала суфийских поэтов-мистиков, который они видели в легендарном Юсуфе (Иосифе). О Юсуфе гласит и надпись в раскрытой книжке принца, так что параллель в данном случае прямая.

Ага Мирек был крупным персидским мастером XVI века, лучшим его учеником был Султан Мухаммед; творчество Ага Мирека имело продолжение среди могольских художников, которые копировали его работы.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора