О знаменитости
Семён Афанасьевич Венгеров: биография
В 1897 Венгеров начал чтение лекций по истории русской литературы в Петербургском университете, но в 1899 был отстранён от преподавания за левизну. Только после революции 1905 в 1906 он смог вернуться в университет.
Венгеров написал много трудов. Из методологических работ В. наиболее известны: «Основные черты истории новейшей русской литературы» (Санкт-Петербург, 1897, 2-е изд. с прибавлением этюда о модернизме, перев. на немецкий, болгарский и чешский яз.) и «Героический характер русской литературы» (Сочин., т. I, Санкт-Петербург, 1911). В них Венгеров излагает свои общие воззрения на развитие русской литературы. По мнению Венгерова, она — исключительное явление в ряду других национальных литератур. В Западной Европе развитие общественности и литературы шло параллельно; в России же последняя могущественно развивается «при полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря этому русская литература стала «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Отсюда всё её исключительное своеобразие, заключающееся в том, что она «никогда не замыкалась в сферу чисто художественных интересов и всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово».
Почти все историко-литературные работы Венгерова имеют своей целью доказать этот основной тезис его системы. В истории русской литературы Венгеров видит «тоску по подвигу», «жажду самопожертвования». Твёрдо убеждённый в «проповедническом» характере русской литературы, он считает, что вся её история сводится к смене идей и настроений при единой их сущности, не определяемой классовыми отношениями. Русскую литературу создал кающийся дворянин и непривилегированный интеллигент. Среда, в которой воспитывается и живёт художник, накладывает конечно определённый отпечаток на изображение жизни. Но одно дело — этот классовый отпечаток, и другое — признание того, что писатель выражает в своём творчестве психо-идеологию определённой общественной группы. Это последнее положение по отношению к русской литературе Венгеров отвергает. Для русских писателей характерен беззаветный героизм, отказ от классовых привилегий, «самозаклание». В этом именно обаяние русской литературы, которое, стоя на классовой точке зрения, ни в какой мере объяснить нельзя.
Взгляды Венгерова на роль литературы в общественной жизни характерны для идеологии разночинной интеллигенции, представителем которой он являлся как историк русской литературы. В его «историко-философском» построении получили наивное выражение излюбленные идеи разночинцев о руководящей роли идей и их носителей (единичных и коллективных — исключительных личностей и интеллигенции в целом) в исторической жизни. Литература — высший орган этой «надклассовой» по духу интеллигенции как совокупности «критически-мыслящих личностей», обязанных трудящейся массе своим развитием и сознающих свой долг перед нею. Под влиянием современного Венгерову народничества сложилась его мысль об «особом пути» развития русской духовной культуры и её высшего выражения — литературы. Однако венгеровская «философия» русской литературы была неприемлема и для примыкавших к народничеству, но методологически дисциплинированных критиков. Её близорукость и прямолинейность, беспомощность в объяснении элементарных исторических фактов показал ещё А. Г. Горнфельд в народническом «Русском богатстве». Концепция Венгерова была произведением пылкого, но наивного адепта, непосвящённого в глубину учения, а не созданием призванного его представителя. Поэтому народничество и отмежевалось от взглядов Венгерова, которые могли его лишь компрометировать.
Несомненное значение Венгерова для русского литературоведения конечно не в этих поверхностных обобщениях. Оно — в отдельных, монографических изучениях (см. его работы о Дружинине, Аксаковых, Белинском, Писемском, Гончарове, Гоголе), сыгравших в своё время стимулирующую роль, и особенно в неутомимом собирании и тщательной проверке фактического материала, в чрезвычайно плодотворной деятельности редактора и организатора. Его грандиозно задуманный «Критико-биографический словарь русских писателей и учёных» (вышло 6 тт., Санкт-Петербург, 1889—1904; изд. не окончено) и «Источники словаря русских писателей» (2 тт., Санкт-Петербург, 1900—1917; изд. также не окончено) — настольные книги историка русской литературы.
Комментарии
Комментарии
немецкий историк
китайский художник периода Тан
польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах
Васильевич Ямщиков
историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии
литовский языковед, текстолог, переводчик
историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР
Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович