Джузеппе Фортунино Франческо Верди: биография
Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди умер рано утром 27 января 1901 года.
Стиль
Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество — Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный — Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.
На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.
Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр - большая гитара!»). Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я — самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».
Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) — характерно для творчества Верди — характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.
Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.
В честь Джузеппе Верди назван кратер на Меркурии.
Оперы Джузеппе Верди
- Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) — 1839
- Король на час (Un Giorno di Regno) — 1840
- Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) — 1842
- Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi') — 1843
- Эрнани (Ernani) — 1844. По одноимённой пьесе Виктора Гюго
- Двое Фоскари (I due Foscari) — 1844. По пьесе лорда Байрона
- Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) — 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
- Альзира (Alzira) — 1845. По одноимённой пьесе Вольтера
- Аттила (Attila) — 1846. По пьесе «Аттила, вождь гуннов» Захариуса Вернера
- Макбет (Macbeth) — 1847. По одноимённой пьесе Шекспира
- Разбойники (I masnadieri) — 1847. По одноимённой пьесе Шиллера
- Иерусалим (J?rusalem) — 1847 (Версия Ломбардцев)
- Корсар (Il corsaro) — 1848. По одноимённой поэме лорда Байрона
- Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) — 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
- Луиза Миллер (Luisa Miller) — 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
- Стиффелио (Stiffelio) — 1850. По пьесе «Святой отец, или евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
- Риголетто (Rigoletto) — 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
- Трубадур (Il Trovatore) — 1853. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
- Травиата (La Traviata) — 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
- Сицилийская вечерня (Les v?pres siciliennes) — 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
- Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman) (Версия «Сицилийской вечерни»).
- Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) — 1857. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
- Арольдо (Aroldo) — 1857 (Версия «Стиффелио»)
- Бал-маскарад (Un ballo in maschera) — 1859.
- Сила судьбы (La forza del destino) — 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса. Премьера состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге
- Дон Карлос (Don Carlos) — 1867. По одноименной пьесе Шиллера
- Аида (Aida) — 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
- Отелло (Otello) — 1887. По одноимённой пьесе Шекспира
- Фальстаф (Falstaff) — 1893. По «Виндзорским насмешницам» Шекспира
Другие сочинения
- Реквием (Messa da Requiem) — 1874
- Четыре духовные пьесы (Quattro Pezzi Sacri) — 1892
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
Истории
Корифей и новички. Джузеппе Верди
Признак успеха. Джузеппе Верди
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор