Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес: биография
В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).
Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820—1823, росписи находятся сейчас в Прадо).
Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
В честь Гойи назван кратер на Меркурии.
Произведения
Живопись
Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений (все — в Прадо, Мадрид):
- «Зонтик», 1777;
- «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778;
- «Игра в пелоту», 1779;
- «Молодой бык», 1780;
- «Раненый каменщик», 1786;
- «Игра в жмурки», 1791.
С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист:
- Портрет графа Флоридабланка,1782-83 (банк Уркихо, Мадрид)
- «Семья герцога Осуна», 1787, (Прадо);
- Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
- Сеньора Бермудес (Музей изобразительных искусств, Будапешт);
- Франсиско Байеу (Прадо), Доктор Пераль (Национальная галерея, Лондон) оба 1796 г. ;
- Фердинанд Гиймарде, 1798 (Лувр, Париж),
- «Ла Тирана», 1799 (АХ, Мадрид);
- «Семья короля Карла IV» 1800 (Прадо);
- Сабас Гарсия, около 1805 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
- Исабель Ковос де Порсель, около 1806 (Национальная галерея, Лондон);
- портрет Т. Переса, (1820 (Метрополитен-музей);
- П. де Молина, 1828 (собрание О. Рейнхарта, Винтертур).
Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник