Барух Гольдштейн: биография
Немедленно вслед за событиями 25 февраля начались волнения палестинцев, во время которых в течение следующей недели было убито 25 палестинцев и 5 израильтян. В связи с начавшимися волнениями израильские власти установили в Хевроне комендантский час, который касался только палестинских жителей города, в то время как все 400 евреев-поселенцев, проживающих в городе, могли свободно передвигаться по его восточному сектору.
Израильское правительство осудило бойню в Пещере Патриархов. Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин позвонил лидеру ООП Ясиру Арафату и охарактеризовал происшествие как «отвратительное и преступное убийство».
Место поклонения на могиле Гольдштейна
Гольдштейн был похоронен напротив Мемориального Парка Меира Кахане, в еврейском поселении Кирьят-Арба в Хевроне.
Могила стала местом паломничества израильтян, придерживающихся крайне правых взглядов. На надгробном камне написано «Святой Барух Гольдштейн, который отдал свою жизнь за Тору, евреев и нацию Израиля». В 1996 году члены партии Авода выступили за то, чтобы импровизированная молельня и место для поклонений у могилы Гольдштейна были удалены, а официальные лица в сфере безопасности Израиля выразили опасения, что происходящее у могилы может вдохновить других экстремистов.
В 1999 году, вслед за принятием закона о запрете установки могильных памятников террористам, а также после решения Верховного Суда, армия Израиля при помощи бульдозеров уничтожила молельню и место для поклонений у могилы Гольдштейна.
Мнения о мотивах Гольдштейна
Существует мнение, что Барух Гольдштейн крайне отрицательно относился к Соглашениям в Осло между Израилем и Палестинской Автономией.
Американский политолог Ян Лустик () приводит следующее мнение, высказанное вдовой Гольдштейна Мириам (см. также):
По мнению многих жителей Кирьят Арба и еврейского Хеврона, Барух Гольдштейн своими действиями остановил готовящийся погром. Так, мать Гольдштейна утверждала, что перед этими событиями в хевронских мечетях распространялись массовые призывы к резне евреев, в листовках и надписях на стенах в арабской части были призывы запасаться продуктами на период предстоящего после резни комендантского часа:
Последствия
Крупный теракт 6 апреля 1994 года в Афуле и последующие за ним теракты-самоубийства были объявлены Хамас акциями возмездия за теракт Гольдштейна. При этом Хамас декларировал, что теракт Гольдштейна и последовавшие за ним столкновения между арабами и израильской армией в Хевроне, повлекшие больше жертв, чем сам теракт, побудили Хамас изменить тактику и перейти к нападению на гражданских лиц в пределах «зелёной черты». Однако не повлекшие гражданских жертв теракты члены ХАМАС проводили в пределах зелёной черты и до этого. Также существует информация, о терактах, которые ХАМАС планировал в Израиле до теракта Гольдштейна и которые были предотвращены израильскими спецслужбами.
Официальная реакция
В ноте, официально направленной 8 августа 1994 года Генеральному секретарю ООН, Израиль сообщил о мерах, предпринятых после теракта, в том числе:
- Создана Комиссия по расследованию, и по результатам расследования приняты соответствующие меры.
- Руководство Израиля и представители различных политических партий в резкой форме осудили происшествие 25 февраля, охарактеризовав его как теракт. Движения «Ках» и «Кахане хай», с которыми был связан Б. Гольдштейн, были объявлены вне закона.
- Предпринят комплекс мер по обеспечению безопасности в Махпеле для молящихся: усиление охраны, установка электронной сигнализации. Доступ в пещеру был разделен, чтобы исключить одновременное пребывание в пещере евреев и арабов.
- Семьям убитых и раненых (за исключением семьи д-ра Гольдштейна) была выплачена денежная компенсация.
- Было принято решение об освобождении из тюрем и из под ареста 800 палестинцев.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
ветеринарый врач, эпизоотолог, статский советник, делопроизводитель
Военный врач-организатор
Военный врач-организатор
советский и российский биолог
медик, профессор
генерал японской армии во время Второй мировой войны
самозванка, выдававшая себя за великую княжну Марию Николаевну «чудом спасшуюся от расстрела»