Почитается Православной (день памяти — 12 марта по старому стилю) и Католической (день памяти — 3 сентября) Церквями.
Биография
Григорий родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье Анициев, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви: его прапрадедом был, вероятно, Римский епископ Феликс III (483—492 гг.), папа Агапит (535—536 гг.) тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия, после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.
О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Историк конца VI в. Григорий Турский писал: Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека» («История франков» Х.1). Некоторое время он, вероятно, являлся префектом Рима, то есть главой городской администрации, а в 574 г., избрав для себя монашеский удел, основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии.
Его созерцательная жизнь во спасение души была прервана в 579 г., когда папа Пелагий II поставил его диаконом и отправил своим посланником ко двору императора в Константинополь. Григория мучили противоречивые мысли, вызванные его страстным желанием остаться под сенью монастыря и в то же время послушно служить Церкви. Как продемонстрировала в своём исследовании Кэрол Строу, он нашёл возможную разрядку этого напряжения в том, что рассматривал земное поприще, вовлечённость в мирские дела как жертву послушания Богу, которая, подобно монашескому подвигу, совершенствовала человеческий дух. На этом пути праведного христианина поджидали большие опасности, среди которых он должен был стремиться к тому, чтобы сохранить благоразумие, добродетель и душевное равновесие — баланс между созерцательной и активной жизнью. Находясь в Константинополе, Григорий продолжал жить уединённо в кругу сопровождавших его монахов из обители св. Андрея, которым в часы досуга он изъяснял библейскую «Книгу Иова».
Как представитель Римской церкви он обращался к императору Тиберию II Константину, а затем Маврикию с призывами защитить Рим от варваров-лангобардов, недавно обосновавшихся в северной Италии и в некоторых её центральных районах. Но византийские власти, ведя ожесточённые бои с персами на востоке, не могли воевать сразу на нескольких фронтах.
В 585 или 586 г. папа Пелагий II (579—590 гг.) отозвал своего посланника в Рим. А когда понтифик умер в разгар страшной эпидемии чумы, Григорий был единодушно избран его преемником. Более поздняя традиция гласит, что он бежал из Рима, считая себя недостойным быть епископом, однако был найден и возвращён в город. Он возглавил покаянную процессию по охваченному мором Риму, и произошло чудо: когда кающиеся проходили мимо гробницы императора Адриана (ныне замок Св. Ангела) близ Ватикана, над её куполом показался архангел Михаил, который вложил свой пылающий меч в ножны, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на небесах, и чума прекратилась.
3 сентября 590 г., после того как было получено одобрение императора, Григорий был посвящён в епископы Рима и стал одним из самых влиятельных людей в империи. Папская резиденция располагалась в Латеранском дворце на юге Рима, где Григорий жил в монашеском сообществе, следуя строгим правилам монастырской жизни. Предпочитая более полагаться на монахов, он удалил из администрации Римской церкви мирян и ослабил позиции клириков.
В это время церковные власти приобретали всё большее влияние в Риме по мере того, как ослабевало светское правление, не способное даже организовать оборону города от лангобардов. Римская церковь взяла на себя многие государственные функции. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, занимавших площадь от 3. 5 до 4. 7 тыс. квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилия, Корсика и Сардиния, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Неудивительно, если и вправду после смерти Григория папская казна оказалась почти пустой: никогда ещё Римская церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти.