Биография
Во время маккартистской «охоты на ведьм» семья перебралась из США в Европу. Джозеф учился в Institut Le Rosey в Швейцарии, затем вернулся в США, где окончил университет в Анн-Арборе (штат Мичиган). В 1958 году его отец режиссёр Жюль Дассен попросил сына записать несколько песен к фильму «Закон» с участием Джины Лоллобриджиды. В 1959 году диск-сорокапятка с этими песнями вышел на фирме грамзаписи Versailles.
В 1964 году подруга Джо (впоследствии его первая жена) Мариз Массьера тайком от него передает пленку, где он поет песни, аккомпанируя себе на гитаре, в звукозаписывающую компанию. Вскоре Джо выпускает первую пластинку, а два года спустя — первый альбом, «Джо Дассен в Нью-Йорке». В 60-е годы к нему приходит первый успех: Les Dalton, Guantanamera, Siffler sur la colline и Les Champs-?lys?es.
В течение следующих десяти лет он выпускает еще целый ряд успешных песен, среди которых L’Am?rique, Le Moustique, Si tu t’appelles m?lancolie, L'?t? indien и Le Caf? des trois colombes. Джо Дассен популярен не только во Франции, но и за рубежом; он записывает песни на разных языках: на французском, английском, немецком, испанском, итальянском и греческом.
В 1975 году музыкальный директор Жак Пле замечает тандем Кутуньо — Паллавичини (композитор и автор слов). Постоянные авторы текстов песен Дассена Клод Лёмель и Пьер Деланоэ пишут на мелодии Тото Кутуньо французские тексты. Так появляются знаменитые Et si tu n`?xistais pas, Salut и французский хит лета 1975 года L`?t? Indien (фр. «Бабье лето»). За три последующих года сотрудничества Кутуньо с Джо появятся ещё 6 песен, в том числе рекордно длинная (продолжительность 12 мин) композиция Le jardin du Luxembourg. Большинство песен на музыку Кутуньо, однако, являются адаптациями уже существующих итальянских композиций, записанных самим Кутуньо с его группой.
В конце 1970-х гг. напряжённая семейная ситуация, плохой образ жизни и сложный график работы подкосили здоровье Джо окончательно. От рождения у него было слабое сердце, в последние годы певец перенёс несколько приступов и одну крупную операцию на сердце. Несмотря на это, он всю жизнь курил и употреблял алкоголь. Певец скоропостижно скончался от сердечного приступа в ресторане во время отпуска на Таити 20 августа 1980 года. Похоронен 27 августа на еврейском участке «Beth Olam Mausoleum» кладбища Hollywood Forever в Лос-Анджелесе, где ранее были похоронены его бабушка и дедушка.
Джо Дассен оставил у знавших его людей преимущественно положительные впечатления. По воспоминаниям программного директора RTL Моник Ле Марси Дассен был очень обаятелен и красив, а также обладал такими качествами, как застенчивость, замкнутость и любезность. Не обделён был Дассен и чувством юмора, а также, по словам Ле Марси, был человеком «с огоньком». Аналитичность ума, тактичность, внимательность и скорейший переход от слов к делу были неотъемлемыми качествами Джо.
По воспоминаниям художественного директора Жака Пле Джо Дассен — отличный музыкант, любящий качественную работу и обладающий тонким музыкальным чутьём. В процессе записи музыки компаньоны буквально понимали друг друга с полуслова и взгляда. Для подготовки к записи альбома Жак Пле слушал около 2—3 тысяч сторонних песен, из которых отбирал не более 15, которые, в свою очередь, уже прослушивал Дассен. После прослушивания Пле и Дассен начинали обсуждение услышанных композиций, что-то по ходу добавляя своё и в то же время придумывая аранжировки.
Творчество
Джо Дассен начинал как исполнитель фолка, противопоставлявшегося в 1960-гг. во Франции волне йе-йе. На его ранних пластинках нередко встречаются адаптации американских народных песен, а также стандартов Ледбелли, Тома Пэкстона и др. Часть песен на альбомах записана по-английски (английский — родной язык Джо Дассена, в отличие от французского, хотя его иностранный акцент на французских записях практически незаметен).