В 1803—1805 гг. изучал архитектуру, физику и сельское хозяйство в Гейдельбергском университете, основанном курфюрстом Пфальца Рупрехтом I.
В 1817 году создал первый самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Самокат был снабжён седлом и рулём. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке. В 1818 году он получил патент на это изобретение.
К его изобретениям относятся также велосипед и мясорубка.
17 февраля 1818 года барон Карл фон Дрез запатентовал свое первое изобретение – самокат, оснащенный седлом и рулем, который он назвал «машиной для ходьбы». Впрочем, машина была продемонстрирована жителям родного города Карлсруэ еще раньше, но это были, если можно назвать, проектные экземпляры, а в феврале барон лихо промчался на своем изобретении порядка 14 миль со скоростью 9 миль в час. Впрочем, скорость здесь неважна, главное, как выглядел этот красавец. Рама была деревянная, руль уже присутствовал, правда, самое главное – не было педалей, которые появились несколько позже.
Практически тут же немцы окрестили это изобретение «дрезиной», это слово присутствует и в русском языке, обозначая тележку, передвигаемую механически по рельсам. Дрезина в нынешнем ее виде введена на железной дороге с 1839 года и была названа в честь барона Карла фон Дреза.
Честно говоря, о самом фон Дрезе в Интернете почерпнуть практически нечего, только два-три коротких упоминания о том, что он, помимо первого, похожего на современный, велосипеда изобрел еще в середине XIX века мясорубку и пишущую машинку. Изредка указывается на то, что он работал лесничим, кое-где присутствуют годы жизни. Прямо скажем, негусто. А потому, думаю, читателям будет небезынтересно узнать о фон Дрезе более подробно. Восстановить «справедливость» мне помогли мои немецкие друзья, за что им большое спасибо.
Итак, фон Дрез появился на свет 29 апреля 1785 года в семье баденского надворного советника Карла Вильгельма Фридриха Людвига Дреза и его жены Эрнестины Кристины. Советник играл не последнюю роль в жизни баденского общества, а потому крестным отцом малютки стал Карл Фридрих, правящий маркграф Бадена. Местный «монарх» живо интересовался успехами своего крестника, именно он и предложил в 1800 году, когда Карл окончил местный лицей, определить его в частное лесное училище в Пфорцхейме, чтобы парень имел неплохую профессию в будущем.
Как ни странно, но профилирующими предметами в этом учебном заведении, помимо, собственно, ботаники и специализации – леса – были математика и архитектура. Фон Дрез-младший был прилежным учеником, во всяком случае, спустя несколько лет ему предложили место преподавателя, что, согласитесь, случается не с каждым бывшим студентом.
Между тем отец продолжал движение по карьерной лестнице и в 1810 году стал президентом верховного суда маркграфства. Семья была вынуждена переехать в Мангейм. А через год фон Дрез-младший окончательно стал лесничим, получив в свои владения несколько гектаров прекрасного баденского леса. То ли целительный воздух этой курортной части Германии, то ли возможность предаваться мыслительному процессу в полном покое подальше от людей, сослужили хорошую службу. Первым изобретением барона стала специальная машинка, с помощью которой можно было наносить все пять линий на нотную бумагу автоматически. Это было встречено на «ура» потому, что расчерчивать самостоятельно линии на бумаге – весьма нудное занятие.
Следующим детищем барона стали две четырехколесные машины, которые можно было приводить в движение с помощью мускульной силы. Один из аналогов нынешнего автомобиля фон Дрез представил в Венском конгрессе в 1814 году. Но уже тогда в адрес изобретателя было высказано немало замечаний в виду того, что его машина, во-первых, недостаточно быстро двигалась, во-вторых, требовала от ездока недюжинных физических усилий, и, наконец, при езде на пересеченной местности трясла так, что все внутренности выворачивала. Нельзя ли как-то усовершенствовать этот «костотряс»?
Этим изобретатель и занялся. Для того, чтобы уменьшить мускульную силу, необходимую для разгона неповоротливой машины, он решил сократить число колес до двух. Вторым этапом стало появление рулевого колеса, которое заметно повысило маневренность. Все и это позволило увеличить скорость передвижения. А потом процесс совершенствования «велосипеда» (в переводе с латыни – быстрые ноги) начал развиваться очень стремительно. На деревянных колесах появились металлические ободы, ездокам выдавалась специальная обувь, предохраняющая ноги от ушибов, у руля крепятся специальные приспособления для отпугивания собак. Словом, фон Дрез выпустил джина из бутылки, а дальше его судьбой начали заниматься другие…