Патриарх Иоаким: биография
Московская церковь при Иоакиме
В патриаршество Иоакима были учреждены следующие новые епархии: Нижегородская, Устюжская, Холмогорская (Архангельская), Тамбовская и Воронежская.
Собор 1675 в Москве установил исключительную юрисдикцию церковного суда над духовенством. Собор постановил, чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лиц духовного чина ни в чём не судили и ни в чём не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только «на непослушников и непокорников». Собор отменил обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей тех лиц духовного сана, который не принадлежали к Патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим.
На соборе 1675 года рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства.
В 1677 году был упразднён Монастырский приказ.
Собор 1682 года рассмотрел вопросы о мерах против раскольников, а также обсудил предложение царя о разделении Русской Церкви на 12-и митрополичьих округов и открытии 33 епархий, но с проектом не был принят епископатом, который видел в нём угрозу своим полномочиям и доходам.
Осенью 1686 года Киевская митрополия была подчинена Московскому Патриархату.
Были изданы, после предварительного просмотра и исправления: Шестоднев (1678), богослужебные книги: Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан.
В марте 1681 по указу Патриарха была основана сподвижником Иерусалимского Патриарха Досифея иеромонахом Тимофеем Типографская школа, ставшая основой для учреждённой в 1687 Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московии.
Борьба с иноземным влиянием
Иоаким был противником иноземного, главным образом западного, влияния на Московскую православную церковь. Он противостоял латинизации русской культуры, боролся с католическим влиянием. В частности Иоаким настоял на том, чтобы учителем будущего государя Петра I был не Сильвестр Медведев, а Никита Зотов.
Так в 1680-х в Москве распространилась пришедшая из Малороссии (Украины) «латинская» практика совершения «боголепного поклонения» хлебу и вину во время литургии до момента их преложения в таинстве евхаристии. Ситуацией, видимо, воспользовались иезуиты, получившие в то время право открыть свою школу в Москве. Их сторонниками были Симеон Полоцкий и его ученик, «строитель» Заиконоспасского монастыря Сильвестр Медведев; к ним примыкали некоторые влиятельные бояре, входившие в партию Царевны Софьи.
Иоаким предпринял опровержение учения «папежников», обратясь к Восточным Патриархам: Иерусалимский Патриарх прислал Православное исповедание Петра Могилы в греческом переводе. В споре на стороне Патриарха приняли участие и братья Лихуды, прибывшие в Москву для организации преподавания в Типографской школе (Славяно-греко-латинской академии).
После мятежа 1689 года и казни Феодора Щегловитого Патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов. В 1689—1690 годах борьба с иноземным влиянием достигает своего пика. Многие иноверцы подвергаются высылке или казни. Характерным эпизодом этой борьбы является, например, сожжение в октябре 1689 года на Красной площади вместе с своими книгами немецкого поэта и мистика Квирина Кульмана.
В январе 1690 года по инициативе патриарха был созван Собор, который анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», заслушал покаянные исповедания обвинённых в «хлебопоклонной ереси» Сильвестра Медведева и иерея Саввы Долгого, а также «учительное слово» от лица Патриарха. Собор осудил на сожжение сочинения Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом». Медведев по приказу Иоакима был казнён.
В опровержение учения Иоаким также собирался издать сборник «Остень», содержащий опровержение латинского мнения о времени пресуществления св. Даров, составленный, по поручению патриарха Иоакима, Евфимием, монахом Чудова монастыря; но смерть Патриарха, случившаяся 17 марта 1690 года, помешала этому предприятию.
Иоаким оставил подробное завещание, где просил будущих царей русских «не сближаться с латинянами, лютеранами, кальвинистами и прочими иноверцами, просил не назначать их на высшие должности ни в армии, ни в суде». Патриарх призывал запретить строительство любых неправославных молитвенных сооружений, а «все уже построенные снести». Пётр I, кому в первую очередь было адресовано это завещание, ему не последовал, а продолжил политику модернизации Московии.
Интересные факты
24 октября 1688 года сестра Патриарха Иоакима Евфимия Папина получила исцеление от иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» из приходского храма Преображения на Ордынке (ныне известен как Скорбященский храм). В настоящее время это одна из немногих старинных чудотворных икон, сохранившихся в Москве в XX веке.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат