Поделиться:

О знаменитости

Натан Йонатан: биография


Саша Аргов положил на музыку песни Йонатана: «Эль ха-нирим ха-афурим» («К серым пашням»), «Милим» («Слова»), «Шир Арец» («Песня о земле») и другие.

Музыку к стихам Натана Йонатана также писали композиторы его поколения:

  • Цвика Пик () — «Нээсаф Тишрей» («Почил Тишрей»). Это песня о личной трагедии Йонатана. Две первые строчки этой песни взяты из стихотворения Шмуэль Ха-Нагида (), которое начинается словами «Мет ав у-мет элул» («Умер ав и умер алуль»).
  • Мони Амрильо () — «Йеш прахим» («Есть цветы»), «Ле-хол эхад Йерушалаим» («У каждого свой Йерусалим»).
  • Яир Розенблюм () — «Хая ляну ха-коль» («У нас было все»).

И более молодые:

  • Мика Карни () — «Коль каиц» («Каждое лето»).
  • Рами Горен — «Цлиль кассета рахока» («Звук далекой кассеты»).

Среди певцов, исполнявших много песен Йонатана: Хава Альберштейн, Хани Ливна (), Ронит Офир (), Изхар Коэн и Шломо Арци.

Профессор Игаль Шварц () говорил о стихах Йонатана:

Отношение истеблишмента

Несмотря на огромную любовь к поэзии Йонатана публики, а также композиторов, исполнителей и прессы, ее оценка в академических кругах и литературной критикой была не так высока. Его творчество не изучали в университетах и школах; о нем редко писали в литературных журналах. Кроме того, по мнению очень многих, он заслуживал премию Израиля, но не получил ее. И академические круги, и критика на протяжении всех лет отделяли его от существовавших тогда литературных школ: его не считали ни продолжателем поколения Альтермана — Шленского — Гольдберг, ни принадлежащим к школе Зах () — Амихай — Равикович и других. В большой степени, это было справедливо.

Йонатан действительно не произвел революцию в области поэзии, как Шленский, не писал на политические темы, как Альтерман, и не восставал против предшествующего поколения, как Зах. Его творчество всегда было минорным, никогда не вызывало сотрясений, и, возможно, именно это и было его главным «недостатком». С другой стороны, может быть именно поэтому его стихи имеют такой успех у публики.

Творчество Йонатана никак не было связано с литературными бурями того времени. Так, например, он не заметил революцию в поэзии группы «Хавурат ликрат» («Общество „Вперед“»), которая провозгласила отход от школы Шленского. Группа стала известной в 1952—1954 годах; первые книги ее участников (Иехуды Амихая, Натана Заха и других), написанные в новом стиле, вышли в 1955 году; известные нападки Заха на Альтермана происходили в 1960 году. Первая же книга Йонатана, в которой он начал отходить от линии Шленского, вышла в 1962 году («Ширим ле-орех ха-хоф» («Стихи вдоль берега»). В этой книге часть стихов написана «по-старому», а часть — «по-новому».

Существует мнение, что из-за этого «отставания» он не получил премию Израиля. Однако именно это спокойное внутренне развитие, не связанное с внешними факторами, без «толкания локтями», и привело к созданию уникальной, ни на что не похожей поэзии, соответствующей его личности.

События, происходящие в поэтической среде, нашли выражение, как и следовало ожидать, в стихах Йонатана. Так, в качестве ответа самому себе на стихотворение «Ха-хореф хореш эт ха-ям» («Зима поднимает бурю в море») из его первой книги «Швилей афар» («Пыльные тропинки», 1951 год), в 1962 году он опубликовал стихотворение «Шув ха-хореф хореш эт ха-ям» («Снова зима поднимает бурю в море») в книге «Ширим ле-орех ха-хоф» («Стихи вдоль берега»). Первое стихотворение явно принадлежит к школе Шленского, как по форме, так и по содержанию: стихотворение в мажорных тонах о героях Древнегреческой мифологии с суровыми, мрачными фразами, не характерными для позднего периода. Стихотворение-«ответ» сильно отличается от первого как по форме, так и по тематике. Оно — о поэтической революции, внутри которой Йонатан оказался за неимением выбора.

Существует мнение, что огромная популярность песен на стихи Йонатана была одной из причин того, что в академической среде его считали «песенником» и не видели в нем поэта. Этому также способствовала его человеческая открытость, готовность к сотрудничеству с композиторами и к тому, что его стихи становятся песнями. Он даже иногда вносил небольшие изменения в стихи для того, чтобы их можно было положить на музыку. Поэтому, например, существуют две версии стихотворения «Хофим» («Берега»): оригинальная, напечатанная в книге, и та, которая стала песней. Йонатан изменил его во время совместной работы со своим другом Нахумом Хайманом для того, чтобы готовый текст подошел к готовой мелодии, которую принес Хайман.

Непонятно, почему Йонатан не удостоился того разделения между песнями и стихотворениями, которого удостоился Альтерман. Известно, что Альтерман написал сотни песен, в основном, для театров. Тем не менее, не возникало сомнений в том, что он настоящий лирический поэт. Что же касается Йонатана, то, как утверждают его поклонники, академическая среда не признала его лирическим поэтом в результате поверхностной оценки. Критики даже не потрудились ознакомиться с его поздней поэзией, которая принципиально отличается от ранней. Некоторые критики поняли и признали свою ошибку только после смерти Йонатана. Менахем Бен () писал в Маариве:

Награды

  • Премия премьер-министра Израиля () (1997)
  • Премия имени Ш. Шалома (1995)
  • Премия за перевод с идиш (Ицик Мангар) Министерства образования и культуры (1991)
  • Литературная премия имени Бялика (1990).
  • Премия имени Вертхаима Университета имени Бар-Илана (1988)
  • Премия имени Альтермана (1987)
  • Премия имени Бренера () (1984)
  • Премия имени Фихмана (1983)
  • Премия АКУМ () (Премия союза композиторов, писателей и издателей) (1983)
  • Премия и

    Комментарии

    Комментарии

    Добавить комментарий
    Комментарий
    Отправить
    Сайт: Википедия

    Саркисов Вартан Саркисов Вартан

    популярный фантаст из наукограда

    Юлия Руденко Юлия Руденко

    Известная российская журналистка и писательница

    Михаил Зощенко Михаил Зощенко

    русский писатель

    Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

    германский поэт, один из величайших модернистов XX века

    Александр Грин Александр Грин

    русский писатель, автор «Алых парусов»

    Игорь Северянин Игорь Северянин

    русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора