Выходец из слоёв мелкопоместной знати, аль-Мансур путём интриг и убийств своих соперников смог возглавить государственный аппарат Кордовского халифата, а впоследствии, изолировав от управления страной халифа Хишама II, сосредоточить в своих руках всю власть в государстве. Предпринятые им 57 походов против христианских государств севера Пиренейского полуострова, привели к установлению доминирования Кордовского халифата в регионе. Жестокость аль-Мансура по отношении к своим противникам и успешность его походов стали причиной того, что он (под именем Альмансор) стал персонажем эпоса христианских стран Западной Европы.
Первоисточники
О жизни и деятельности аль-Мансура сохранилось довольно много сведений в источниках, однако большинство дошедших до нашего времени подобных свидетельств содержится не в сочинениях современников событий, а в более поздних компиляциях.
Полнее всего период правления аль-Мансура освещён в сочинениях мусульмано-испанских авторов. Из них наиболее ценным является труд Ибн Хаййана (XI век) «История Амиридской державы». Полностью это произведение до нас не дошло, но большие извлечения из него сохранились в сочинениях более поздних авторов (Ибн Изари, Ибн аль-Аббара и аль-Маккари). Также данные о временах аль-Мансура содержатся в трудах Ибн аль-Хатиба, Ибн Иби и других авторов.
Сведения испано-христианских источников освещают, в основном, военную сторону деятельности аль-Мансура и не лишены предвзятости по отношению к нему. Из современных концу X века источников больше всего данных содержится в «Хронике Нахеры», «Хронике Силоса», «Анналах Компостеллы» и «Хронике Бургоса». Из сочинений авторов XI века наибольшее внимание аль-Мансуру уделяется в хронике Сампиро. Автор другой хроники, Пелайо из Овьедо (XII век), в своём труде использовал более ранние источники. Написанное в первой половине XIII века сочинение Родриго де Рада, содержит дополнительные сведения о последних годах жизни аль-Мансура (в том числе о битве при Калатаньясоре), но современными историками эти сведения, ранее считавшиеся истинными, подвергаются серьёзному сомнению.
Биография
Детство и юность
Мухаммад ибн Абу Амир (аль-Мансур) родился около 939 года в селении Тораш (вблизи Альхесираса), где его родители, отец Абдалла и мать Борайха, владели небольшим поместьем. Согласно семейному преданию, род Мухаммада происходил от прибывшего из Йемена одного из соратников Тарика ибн Зияда. Отец ибн Абу Амира умер в Триполи, на обратном пути из хаджа в Мекку. Дед Мухаммада со стороны матери был придворным врачом и министром халифа Абд ар-Рахмана III.
Так как семья ибн Абу Амира была небогатой, ему пришлось переехать в Кордову под опеку своего дяди, который для получения Мухаммадом образования определил его в местный университет, где тот изучил юриспруденцию и через несколько лет получил должность нотария. Люди, знавшие Мухаммада в это время, описывают его как способного, но крайне честолюбивого юношу, уже в то время считавшего себя предназначенным для великих дел. По окончании обучения ибн Абу Амир поступил на службу к кади Кордовы Мухаммада Ибн аль-Салиму. Однако Мухаммад пробыл на этой должности недолго: кади по неясным причинам посчитал юношу неспособным к должности и, чтобы избавиться от него, рекомендовал Мухаммада одному из визирей Джафару аль-Мусхафи. Тот взял ибн Абу Амира к себе в качестве секретаря и, таким образом, ввёл его в круг лиц, близких к халифу ал-Хакаму II.