Биография
Дмитрий Кардовский происходит из дворян. Родился 24 августа (5 сентября) 1866 года в деревне Осурово, что ныне в Переславском районе Ярославской области.
Среднее образование получил во Владимирской гимназии (1886), потом поступил на Юридический факультет МГУ, одновременно посещая частную школу архитектора А. Гунста. В 1892—1896 годах отбыв воинскую повинность, поступил на обучение в Академию художеств под начало П. П. Чистякова и И. Е. Репина. Посещал также студию А. Гауша. В 1896—1900 годах жил и учился за рубежом, в известной школе А. Ажбе в Мюнхене, в то время одном из лучших центров преподавания живописи. В 1901 году снова обучался в Академии художеств у Репина. В 1902 году удостоен звания художника.
С 1903 года на преподавательской работе в Академии художеств, помощник в мастерской Репина. Один из учредителей «Нового общества художников», просуществовавшего до 1917 года. С 1907 года профессор Академии художеств, имеет собственную мастерскую. С 1911 года действительный член Академии художеств.
В 1919 году живёт в Переславле-Залесском, член Переславль-Залесского научно-просветительного общества. В 1920 году переехал в Москву, где преподавал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (по 1930), параллельно с этим с 1922 года работал в студии К. П. Чемко. С 1929 года заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1933—1934 годах преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1929 году в Москве прошла «Выставка картин московских и ленинградских художников, посвящённая 25-летию художественной и педагогической деятельности проф. Д. Н. Кордовокого».
В 1941—1943 годах жил в Переславле-Залесском. Умер 9 февраля 1943 года. Похоронен на территории переславского Горицкого монастыря.
Жена — Ольга Делла-Вос-Кардовская. Дочь Екатерина — жена академика медицины П. Н. Весёлкина.
Ученики
- Абугов, Семён Львович
- Анисфельд, Борис Израилевич
- Беньков, Павел Петрович
- Биленький, Исаак Моисеевич
- Ефанов, Василий Прокофьевич
- Ионин, Николай Александрович
- Савинов, Александр Иванович
- Семашкевич, Роман Матвеевич
- Семенов, Арсений Никифорович
- Фрейман, Николай Оскарович
- Шиллинговский, Павел Александрович
- Шмаринов, Дементий Алексеевич
- Шухаев, Василий Иванович
- Шухмин, Пётр Митрофанович
- Яковлев, Александр Евгеньевич
- Фрейман, Николай Оскарович
Творчество
Иллюстрации и книжная графика
Рисовальщик с реалистичной манерой, максимально полно реализовывавший идею автора литературного произведения, что позволило ему стать крупным мастером книжной иллюстрации:
- «Каштанка» А. П. Чехова (уголь, тушь, 1903)
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова (тушь, акварель, гуашь, 1907—1912)
- «Русские женщины» Н. А. Некрасова, (тушь, акварель, гуашь, 1922)
- «Ревизор» Н. В. Гоголя (акварель, 1922, свинцовый карандаш, 1933)
- «Пётр I» А. Н. Толстого (тушь, 1932)
Театральные работы
- Декорации для спектаклей в Переславле-Залесском.
- «Лес», 1921 А. Н. Островского — в Малом театре, Москва
- «Бедность не порок», 1924, А. Н. Островского, Малый театр.
Галерея
Прекрасно писал эпоху Петра I, множество работ посвящено пушкинскому времени, декабристам. Оставил виды переславской Рыбной слободы.
- «На Сенатской площади» (акварель, 1927, Исторический музей, Москва).
Ленинская тема
7 июля 1926 года, получивши лошадь и тележку из Переславского районного исполкома, М. И. Смирнов вместе с Кардовским и фотографом отправились в Горки, чтобы сделать эскизы усадебного дома. Пробывши там почти весь день, Кардовский сделал несколько зарисовок, по которым и работал картину «В. И. Ленин в Горках, Переславского уезда». В Переславском музее картина находится до настоящего времени.