Биография
Родился и вырос в квартале Ле-Аль Парижа. Рене Шометт родился и провёл большую часть жизни в Париже. Он принадлежал к семье, где несколько поколений были преуспевающими торговцами. Впрочем, ни Рене Шометт, ни его старший брат Анри не продолжили семейную традицию, видя своё призвание в искусстве (Анри Шометт впоследствии также стал кинорежиссёром).
Братья Шометт получили классическое образование в лицее Людовика Великого и лицее Монтеня. В школьные годы будущий Рене Клер проявляет склонности к поэзии, пытается сочинять пьесы, увлекается боксом и фехтованием.
После начала Первой мировой войны Рене Шометт стремится попасть на фронт (в армию призван его отец и отправился добровольцем брат), но из-за состояния здоровья попадает туда только в качестве санитара. В 1918 году он демобилизуется из-за травмы и встречает окончание войны уже в Париже. Война, по воспоминаниям Клера, была для него серьёзным потрясением. Во время пребывания на фронте он написал два сборника стихов, оставшихся неопубликованными.
Сразу после возвращения с фронта он становится сотрудником газеты «Энтрансижан» (фр. I Intransigeant) и печатается под псевдонимом «Рене Депре». Первым его репортажем было сообщение о смерти поэта Эдмона Ростана. Благодаря своим журналистским знакомствам он знакомится с известными деятелями кино и литературы, в том числе с Луи Деллюком и Марселем Прустом.
В кино Рене привела Дамия (Мари-Луиза Дамьен), для которой он писал песни. В 1920 году его приглашают сняться в картине «Лилия жизни», по пьесе румынской королевы Марии. Для съёмок он берет себе новый псевдоним — Рене Клер (от фр. claire — ясный). В 1921 году он снимается в фильмах студии «Гомон», режиссёром которых был Луи Фейад («Сиротка», «Паризетта») и фильмах Якова Протазанова («Смысл смерти», «За ночь любви»).
С 1922 года Рене Клер становится критиком «Paris-Journal» и «Theatre et Comtvdia illustres». В 1951 он издаст свои тексты в сборнике «Совершенное размышление».
Брат Анри Шомет, знакомит его с Жаком де Баронселли, которому Клер ассистирует в четырёх фильмах, и который должен был помочь Клеру, с его первым фильмом «Женевьева де Брабан». Эта работа осталась незавершенной. Именно Баронселли представил Клера продюсеру Анри Диаман-Берже, доверившему съемки «Париж уснул».
С 1923 года начинает ставить фильмы сам.
Со своей женой Броней Рене познакомился на показе фильма «Антракт».
Творчество
Период немого кино
В 1922 году Клер становится ассистентом режиссёра Жака де Баронселли, участвуя в съёмках фильмов «Полуденный звон» (1922) и «Легенда сестры Беатрисы» (1923).
В 1923 году Рене Клер пишет сценарий «Волшебный луч» и снимает по нему свой первый фильм — эксцентрическую комедию с фантастическим сюжетом «Париж уснул», в которой нашли место и элементы сатиры. На экраны картина вышла только спустя год, после того, как Клер снял ещё два фильма, и имела шумный успех в среде авангардистов.
Снятый по заказу «Шведского балета» короткометражный фильм «Антракт» (1924), (более точный перевод названия «Rel?che» — Спектакль отменяется) оценивался критикой по-разному. В этом фильме в кадре появляются многие легендарные деятели французского авангарда — прежде всего, это сам композитор Эрик Сати (написавший покадровую музыку для фильма, показываемого в антракте балета), а также художники Марсель Дюшан, Франсис Пикабия и Мэн Рэй. Сюжет в «Антракте» отсутствует, кадры связаны скорее ассоциативно, а в целом происходящее на экране производит впечатление сна, в связи с чем дадаисты с восторгом восприняли этот фильм, увидев в нём воплощение своих художественных идей. В большинстве случаев «Антракт» характеризуется критикой именно как авангардистский (дадаистский) эксперимент. Во всяком случае, этот опыт создал Клеру имя в авангардных кругах и среди парижского бомонда.