Поделиться:

О знаменитости

Фёдор Фёдорович Кокошкин: биография


Фёдор Фёдорович Кокошкин биография, фото, истории - действительный статский советник, русский театральный деятель, драматург, переводчик пьес

действительный статский советник, русский театральный деятель, драматург, переводчик пьес

Биография

Фёдор Кокошкин родился 20 апреля (1 мая) 1773 года.

Происхождение ведет от рода Кокошкиных. Кокошкины — русский дворянский род, происходящий, по преданию, от касожского (черкесского) князя Редеди, один из потомков которого, Василий Васильевич Глебов, имел прозвище Кокошка — с него-то и определился род. Род Кокошкиных внесен в VI часть родословных книг Московской, Нижегородской и Петроградской губерний. Представители рода Яков Кокошкин и Леонтий Кокошкин были стольниками в XVIII веке. Внук Леонтия, Фёдор Иванович (1713—1785) был генерал-поручиком. Его сыном Фёдором Фёдоровичем Кокошкиным и являлся герой данной статьи. Внук его Сергей Александрович (1796—1861) был генерал-адъютантом, Санкт-Петербургским обер-полицеймейстером, затем генерал от инфантерии и сенатором. Николай Александрович был посланником в Сардинии, Неаполе и Саксонии.

Фёдор Кокошкин первоначальное образование получил дома, затем окончил Московский университет. Далее недолгое время был прокурором в Москве. Какое-то время служил в гвардии. В 1807—1817 занимал ряд должностей в ведомстве министерства юстиции (в 1813—1815 — московский губернский прокурор). В 1817 — помощник управляющего по учебной части в московских императорских театрах. В 1818 году — назначен членом репертуарной части Дирекции императорских театров в Петербурге; затем опять переведен в Москву. 5 января 1823 года произошло очередное отделение Московского театра от Петербургской Дирекции (Московские и Петербургские императорские театры то объединялись в единую структуру, то разъединялись, подробнее см. ст. Императорские театры Российской империи). Контора Московского театра стала называться Дирекцией Императорского Московского театра, которая подчинялась генерал-губернатору князю Д. В. Голицыну. Директором Императорского Московского театра был назначен камергер Ф. Ф. Кокошкин. В 1823-31 возглавлял Дирекцию императорских театров в Москве, пока не вышел в отставку по болезни. На этой должности его заменил М.Н. Загоскин.

Его деятельность на этом посту стала не просто уникальна, но исторической. Он возобновил работу Петровского театра, перешедшего в казну от М. Медокса и сгоревшего в 1805 году; при нём появились императорские Малый театр и следом за ним Большой театр, работу в которых он возглавил. Кокошкин приглашал на императорскую сцену в Москву лучших артистов, тщательно следил за репертуаром, за постановкой пьес; особое внимание уделял театральному училищу и сам стал заниматься обучением его воспитанников сценическому искусству.

Ему обязаны раскрытием своих талантов и становлением актёрской карьеры: П. И. Орлова, А. И. Афанасьев, М. С. Щепкин, М. Д. Львова-Синецкая (была ученица Кокошкина), С. В. Шумский (именно Кокошкин после того, как начинающий 10-летний актёр успешно сыграл роль Шумского в водевиле Хмельницкого «Первый дебют актрисы Троепольской» распорядился оставить за ним такой сценический псевдоним); он очень внимательно следил за учениками, поступившими в Московское театральное училище и, заметив дарование юного В. Живокини, перевел его из музыкально-танцевального класса в драматический; в хоре московского Новоспасского монастыря услышав Н. В. Лаврова, он немедленно пригласил его в московскую труппу, и тот дебютировал 6 января 1825 года на открытии Большого театра.

Он намеревался основать народный театр с простонародным репертуаром, для «просвещения черни» (подавляющее большинство народа было безграмотным), но проект не осуществился.

Особое значение в деятельности Федора Федоровича Кокошкина занимала вошедшая в моду в XIX веке салонная культура. Он активно участвовал в любительских спектаклях, писал пьесы, а главное сам держал такой салон — объединял вокруг себя небольшой кружок, в который входили М. Н. Загоскин, М. А. Дмитриев, А. И. Писарев, С. Т. Аксаков, переехавший в Москву во второй половине 1820-х годов А. А. Шаховской. Бывали здесь всегда и прославленные московские актёры во главе с М. С. Щепкиным. Кокошкин часто устраивал у себя домашние спектакли, в которых и сам участвовал, и литературные вечера, посещаемые в первую очередь его приятелями, большей частью членами московского Общества любителей российской словесности.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Элеонора Эвелинг Элеонора Эвелинг

активная деятельница социалистического и женского движений Великобритании и суфражистка, переводчица литературных произведений

Юлиан Константинович Щуцкий Юлиан Константинович Щуцкий

российский филолог-востоковед, философ, переводчик

Василий Матвеевич Щёголев Василий Матвеевич Щёголев

украинский советский драматург, переводчик, театральный деятель

Штейнзальц, Адин Штейнзальц, Адин

известный раввин, переводчик Талмуда на современный иврит, английский, русский и испанский

Густав Густавович Шпет Густав Густавович Шпет

русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы

Эбергард фон Шеллер Эбергард фон Шеллер

сотрудник германской военной разведки

Людмила Шелгунова Людмила Шелгунова

переводчица, жена писателя Николая Васильевича Шелгунова

Пётр Павлович Шафиров Пётр Павлович Шафиров

барон, дипломат Петровского времени

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора