Семья
- Отец — Сергей Александрович Лаппо-Данилевский, был уездным предводителем дворянства, таврическим вице-губернатором.
- Мать — Наталья Фёдоровна, урождённая Чуйкевич, из дворянской семьи.
Образование и учёные степени
Окончил Симферопольскую гимназию (1882, с золотой медалью), историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1886), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Ещё будучи студентом, составил обозрение «Скифских древностей», напечатанное в «Записках Отделения русской и славянской археологии» (1887).
Магистр русской истории (1890; тема диссертации: «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований»). Почётный доктор права Кембриджского университета (1916).
По словам профессора И. М. Гревса, Лаппо-Данилевский с ранней юности сильно и глубоко был проникнут
Педагогическая деятельность
С 1890 — приват-доцент Санкт-Петербургского университета,; с 1918 — сверхштатный профессор Петроградского университета. Читал курсы по русской истории и историографии. Вёл семинары по дипломатике частных актов, теоретическим проблемам исторического источниковедения, философским проблемам общественных наук («Основные проблемы обществоведения», «Систематика социальных явлений разных порядков», «Практические занятия по теории эволюции в применении к обществоведению и истории», «Критический разбор главнейших учений о случайности», «Критический разбор главнейших учений, касающихся проблем чужого я» и др.). С 1906 вёл обязательный курс «Методология истории». Видный представитель петербургской школы русских историков.
В 1891—1905 — экстраординарный профессор Петербургского историко-филологического института; также работал в Тенишевском училище, вёл специальный курс по истории первобытной культуры человека в частной гимназии Л. С. Таганцевой.
Научная деятельность
С 1899 — адъюнкт, с 1902 — экстраординарный, с 1905 — ординарный академик Санкт-Петербургской академии наук. Руководил изданием таких капитальных публикаций документов как «Сборник грамот бывшей Коллегии Экономии» и «Памятники Русского законодательства». В 1890—1895 — секретарь, с 1903 — председатель секции русской истории Исторического общества Санкт-Петербургского университета. С 1894 — член Археографической комиссии. Почётный член Витебской учёной архивной комиссии.
Автор трудов по социально-экономической, политической и культурной истории России XV—XVIII веков, методологии истории, источниковедению, истории науки. Кроме магистерской диссертации, его основными работами по отечественной истории являются:
- Разыскания по истории прикрепления крестьян в Московском государстве XVI—XVII веков.
- Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России.
- Императрица Екатерина II. Очерк внутренней политики.
- Русские промышленные и торговые кампании в первой половине XVIII века.
- Служилые кабалы позднейшего типа.
- Екатерина II и крестьянский вопрос.
- Собрание и свод законов Российской империи, составленные в царствование императрицы Екатерины II
- Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времени Смуты и до эпохи преобразований.
- The Development of Science and Learning in Russia.
- Очерк развития русской историографии.
- История русской общественной мысли и культуры XVII—XVIII вв.
Академик Лаппо-Данилевский занимался разработкой принципов научного гуманитарного исследования, был сторонником рациональности гуманитарного знания, Теоретические взгляды учёного претерпели эволюцию — первоначально он придерживался позитивистской методологии, затем большое влияние на его творчество оказала философия баденской школы неокантианства. В своём труде «Методология истории» предложил следующую её структуру как особой дисциплины: 1) Теория исторического знания (занимающаяся установлением исходных принципов исторического познания). 2) Методы исторического изучения. 2.1) Методология источниковедения. 2.2) Методология исторического построения. В рамках методологии источниковедения «воссоздавал» источник в культурно-историческом контексте соответствующей эпохи. Методология исторического построения, по его мнению, решала задачу целостной реконструкции эпохи, о которой «рассказывает» источник.