Биография
Александр Ленский родился 1 (13) октября 1847 года в Кишинёве. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и певицы О. Вервициотти. С 1858 года, после смерти своих родителей жил в семье актёра Малого театра К. Н. Полтавцева, который был женат на сводной сестре Ленского.
Ленский постоянно посещал Малый театр, участвовал в любительских спектаклях и так постепенно приобрёл большой интерес к театральному искусству.
На театральной сцене дебютировал в 1865 году, во Владимире, под руководством А. М. Читау-Огарёвой. До 1876 года Ленский играл на сцене театров в провинции: Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса. Первое выступление Ленского в Москве состоялось в июле 1872 года в Театре на Политехнической выставке. Летом 1873 года Александр Павлович гастролировал в Общедоступном театре П. М. Медведева.
В 1876 году Ленский связал свою жизнь со сценой Малого театра. Работал он там до конца жизни, играл роли, ставил спектакли как режиссёр. Два сезона, в 1882-1884 году Ленский играл на сцене Александринского театра.
Ленский перевоплощался на сцене в своих героев, достиг в этом большого мастерства, утверждал принципы психологической правды в искусстве.
В 1898 году, когда наметился кризис академической театральной стилистики, А.П.Ленский возглавил филиал, созданный при Московской императорской труппе и получивший название Новый театр. Там он занимался педагогической деятельностью и экспериментаторскими постановками; многие актеры работали одновременно на обеих сценах: и в стационарном помещении Малого театра, и в Новом. А. П. Ленский перенёс в Новый театр для исполнения начинающими артистам со сцены Малого театра 14 своих постановок. Однако этот филиал долго не просуществовал, и вскоре Ленский ушел оттуда, а еще через пару лет, в 1907 году Новый театр был окончательно упразднен.
Александр Павлович Ленский умер 13 (25) октября 1908 года (по другим данным 26 октября) в Москве.
Жена: Лидия Николаевна Вервициотти, известная как Ленская, Лидия Николаевна (взяла псевдоним мужа) – автор и переводчик пьес, драматург
Творчество
Среди ролей в театре
На счету Ленского десятки ролей. Среди лучших его ролей называют роли Гамлета, Ричарда III и другие.
- 1869 и 1877 — «Много шума из ничего» Шекспира — Бенедикт
- 1869 и 1876 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Глумов
- 1870, 1876 — «Укрощение строптивой» Шекспира — Петруччио
- 1871 и 1876 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Чацкий
- 1871 и 1877 — «Гамлет» — Гамлет
- 1876 — Ричард III (1876; та же роль в Одессе в 1877),
- 1876 — «Дон Жуан» Мольера, перевод В. И. Родиславского — Дон Жуан (14 декабря 1876 в бенефис К. Ф. Берга)
- 1877 — «Венецианский купец» Шекспира , перевод Павлова — Бассанио
- 1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Дульчин
- 1878 — «Бесприданница» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Паратов
- 1878 — «Бесприданница» А.Н.Островского — Паратов
- 1879 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Уриэль Акоста
- 1879 — «Отелло» — Отелло (1879; та же роль в Киеве в 1888),
- 1879 — «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма —Неклюжев (25 ноября 1879 в бенефис С. П. Акимовой)
- 1881 — «Таланты и поклонники» А.Н.Островского — Великатов
- 1884 — «Тартюф, или Обманщик» Мольера — Тартюф
- 1887 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Фамусов
- 1887 — « Антоний и Клеопатра Шекспира, перевод С. А. Юрьева — Энобарб (26 января 1887 в бенефис Г. Н. Федотовой на сцене Большого театра; первая постановка в России)
- 1890 — «Новое дело» Вл. И. Немировича-Данченко — Столбцов
- 1891 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — профессор Кругосветлов (12 декабря 1891 в бенефис Н. В. Рыкаловой)
- 1893 — «Волки и овцы» А.Н.Островского — Лыняев (27 января 1893, среда в бенефис М.П. Садовского)
- 1894 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера — Филипп II (28 января 1894, пятница, в бенефис А. И. Южина)
- 1896 — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко — Демурин (12 декабря 1896, четверг, в свой же бенефис)
- 1899 — «Закат» А. И. Сумбатова — князь Дубецкой (5 ноября 1899, пятница, в бенефис К. Н. Рыбакова)
- 1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием «Отжитое время» — Муромский
- 1903 — «Измена» А. И. Сумбатова — Ананий Глах
- 1905 — «Невод» А. И. Сумбатова — Светинцев
- 1905 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Мамаев
- 1906 — «Борьба за престол» Г. Ибсена — епископ Николае, перевод А. В. и П. Г. Ганзен (30 сентября 1906, суббота, в бенефис артистов 2-го разряда)
- 1908 — «Без вины виноватые» А.Н.Островского, в постановке А.П. Ленского же — Дудукин