Роман Лункин является автором научных работ по социологии религии и общественно-политической проблематике как на русском, так и на иностранных языках, а также нескольких сотен публицистических статей на правозащитную и религиозно-общественную тематику.
Вероисповедание: позиционирует себя как православный христианин.
Биография
Родился 13 июня 1976 года. Получил высшее образование на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Параллельно с учёбой являлся внештатным автором еженедельника «Русская мысль», а в 1998 году стал вести программу «Исторический календарь» на Христианском церковно-общественном канале радиостанции «София».
В 1998 году, защитив дипломную работу об апостоле Иоанне Богослове, с отличием окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. После окончания вуза проходил практику в музее изобразительных искусств мени А. С. Пушкина и через одного из сотрудников познакомился с Сергеем Борисовичем Филатовым — бывшим старшим научным сотрудником Института США и Канады РАН, который перешёл на такую же должность в Институт востоковедения РАН и специализировался на изучении религиозной жизни в России. В середине 1980-х годов деятельность Филатова начала привлекать внимание «Кестонского института» — британской организации, созданной в 1969 году и специализировавшейся на сборе данных о нарушении права на свободу совести в СССР и других странах восточного блока.
В 1988 году директор этой организации Майкл Бурдо предложил Филатову сотрудничество в подготовке «Энциклопедии современной религиозной жизни России». Для этого британским учёным требовалась «русская группа» авторов, в задачи которых входил сбор информации о религиозной жизни России для последующей публикации, а также поставки информации для подразделений «Кестонского института», в частности для «Keston News Service» («Кестонской службы новостей») и журнала «Frontier».
В 1998 году, по предложению Филатова, Лункин вошёл в состав данной группы и стал сотрудником проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», а также корреспондентом «Keston News Service» и журнала «Frontier». Работа Лункина заключалась в разъездах по регионам России и проведении интервью с представителями разных религиозных объединений. Из его материалов формировались статьи для «Энциклопедии религиозной жизни России».
Сотрудники Кестонского института неоднократно выступали с критикой российского антисектантского движения, которое, по их мнению, представляет практически все неправославные религиозные объединения как секты. Поэтому целью «Энциклопедии религиозной жизни России» они видели подачу объективной информации о религиозных организациях. Президент «Кестонского института» Ксения Деннен отмечала: «Меня лично тревожит всё более широкое распространение антикультистского движения, с представителями которого мне не раз приходилось встречаться. Они придерживаются убеждений, что все неправославные организации относятся к категории „сект“, а их деятельность опасна. Однако эти взгляды основаны на предрассудках, а не на объективной информации. Я думаю, что здесь наша работа поможет людям получить ту объективную информацию, которой сегодня так недостаёт».
Между тем в 2001 году «Кестонский институт» начал испытывать финансовые трудности. По неясным причинам традиционный спонсор этой организации, «The Bradley Foundation», предпочёл выделить около миллиона долларов трём другим аналогичным структурам. Как следствие, в декабре 2002 года ушёл в отставку директор Кестонского института Ларри Юзелл, была временно приостановлена подготовка русскоязычного и англоязычного блоков новостей.
В 2001—2002 годах Лункин работал редактором и ответственным секретарём общественно-политического еженедельника для федеральных округов «Наша общерегиональная газета», а в 2002—2003 годах был редактором-корреспондентом службы информации телекомпании «3-й канал» (ОАО ТРВК «Московия») и корреспондентом программы «Главная Тема». Параллельно с 7 февраля 2003 года Лункин начал публиковаться на портале «Credo.Ru».