Жизнь
Лян Шумин (Лян Хуаньдин кит. ???) родился в семье чиновника в Пекине. Отец, Лян Цзюйчуанькит. ??? (1858—1918), был сторонником реформ. Предки семьи в XIII веке пришли в Китай с монгольскими завоевателями, и взамен монгольского родового имени Есунтумур приняли китайскую фамилию Лян.
Лян Шумин по окончании школы примкнул к революционерам, в 1911 вступив в союз Тунмэнхуэй, которым руководил Сунь Ятсен. В 1912 стал редактором и корреспондентом газеты «Минь го бао». В 1913 он оставил Гоминьдан, в который был преобразован союз Тунмэнхуэй, обратился к изучению буддизма, принялся готовить себя к уходу из мира, стал вегетарианцем и дал обет не жениться.
Став последователем буддизма, Лян Шумин напечатал в журнале «Дунфан цзачжи» (1916) статью о буддизме махаяны — «Доискавшись до истоков, разрешаю сомнения». Цай Юаньпэй (1868—1940), в то время — ректор Пекинского университета, прочёл её и в 1917 пригласил автора читать курс истории индийской философии. В Пекинском университете Лян Шумин познакомился с основателями КПК Чэнь Дусю (1879—1942) и Ли Дачжао (1889—1927).
В 1918 отец Лян Шумина утопился, отчаявшись увидеть возрождение Китая, и вскоре после этого Лян Шумин обратился к конфуцианству и женился (1921). Но убеждение в верности буддийской картины мира никогда не оставляло его. В 1921 же в издательстве «Шанъу иньшугуань» вышла книга «Культуры Востока и Запада и их философии». В 1923 Лян Шумин начал читать курс по истории конфуцианской мысли, а в 1924 уже ушёл из Пекинского университета. С 1924 по 1927 занимался преподавательской деятельностью в пров. Гуандун и Шаньдун.
С конца 1920-х посвятил себя аграрному строительству. В 1931 смог опробовать свои теории, занявшись административной деятельностью в шаньдунском уезде Цзоупин (был отдан под управление Шаньдунскому институту аграрного строительства). В 1935 потерял жену, Хуан Цзинсянь, которая прожила с ним 14 лет и родила двух сыновей — Лян Пэйкуаня и Лян Пэйшу. Цзоупинскому эксперименту положило конец вторжение японцев в Шаньдун (осень 1937).
В 1941 Лян Шумин стал старшим секретарём Демократической лиги Китая. Как секретарь Лиги, выступавшей за укрепление единого фронта, дважды (в 1938 и 1946) посетил Яньань, где неоднократно беседовал с Мао Цзэдуном.
В 1941 жил в Гонконге, где под его руководством печаталась газета Демократической лиги «Гуанмин бао». С 1942 по ноябрь 1944 жил в Гуйлине, где женился вторично. В 1947 вышел из Демократической Лиги.
После образования КНР стал членом Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК). В 1953, после посещения Шаньдуна, Лян Шумин попытался публично заступиться перед Мао Цзэдуном за китайскую деревню, указав, что крестьянам живётся гораздо хуже, чем рабочим. В результате, хотя Лян Шумина и оставили в составе НПКСК, против него начали «критическую кампанию», завершившуюся в 1956 выходом двухтомника «Критика идеологии Лян Шумина». С 1953 перестали печатать работы Лян Шумина.
Неоднократно подвергался унижениям и лишился большей части библиотеки во время «культурной революции». В конце 1973 Лян Шумина попросили высказаться на тему кампании против Линь Бяо и Конфуция. Пытаясь дать анализ конфуцианства с точки зрения марксизма и оправдать основные положения конфуцианской этики, Лян Шумин снова оказался «объектом критики».
В 1975 закончил последнюю книгу — «Сознание и жизнь». Последние его годы прошли спокойно. Книги снова стали издавать, он был включён в постоянный комитет НКПСК. В 1987 Академия китайской культуры провела международную конференцию, посвященную его философии. Похоронен Лян Шумин в уезде Цзоупин.
Философия
Лян Шумин — один из наиболее известных китайских философов XX века, создатель новой для истории китайской мысли концепции исторического развития отдельных культур и их типологии. Он впервые рассмотрел китайскую культуру во взаимодействии с культурой всего человечества. Его типология культур представляет собой результат взаимодействия традиционной китайской мысли с западноевропейской философией.