Биография
Е. С. Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Внучка русского философа, теоретика искусства и филолога, Г. Г. Шпета.
В 1958 году окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт), поступила в труппу Большого театра, где работала до 1988 года.
В 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, в том же году дебютировала в партии Маши (балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии В. И. Вайнонена).
С 1978 года выступала в зарубежных труппах («Балет XX века» (Бельгия, 1978), Театр Сан-Карло (Италия, 1986, 1988?1989), «Марсельский балет» (Франция, 1987), Английский Национальный балет (1989), исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара, снималась в кинофильмах-балетах («Анюта», «Старое танго» и др.). С 1980 года выступает в спектаклях ансамбля «Московский классический балет».
Многие балетные партии Максимова готовила под руководством Г. С. Улановой.
Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями.
В 1980 году окончила ГИТИС по специальности «педагог-балетмейстер».
С 1982 года преподавала на кафедре хореографии Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне Российская академия театрального искусства), где в 1996 году ей было присвоено учёное звание профессора.
С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлёвский балет», а с 1998-го — балетмейстером-репетитором Большого театра (среди учениц последнего времени — Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина и Анна Никулина).
Последний раз выступила на балетной сцене в 1999 году.
Была замужем за В. В. Васильевым, с которым в течение многих лет выступала в дуэте.
Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Творчество
В репертуаре Максимовой ? все крупнейшие роли классического репертуара, а также множество партий в современных балетах.
Балетные партии
- «Жизель» А. Ш. Адана — Па-де-де (1958), Жизель (1960)
- «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Танец маленьких лебедей (1958), Одетта-Одиллия (1968)
- «Каменный цветок» С. С. Прокофьева ? Катерина (1959)
- «Медный всадник» Р. Глиэра ? Коломбина (1960)
- «Конёк-горбунок» Р. Щедрина ? Водяница (1960)
- «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Жанна (1961)
- «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Мария (1962)
- «Спартак» А. И. Хачатуряна ? Нимфа (1962), Фригия (1968)
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Принцесса Флорина (1963), Аврора (1964, 1973)
- «Петрушка» И. Ф. Стравинского — Балерина (1964)
- «Золушка» С. С. Прокофьева ? Золушка (1964)
- «Дон Кихот» Л Ф. Минкуса — Китри (1965)
- Щелкунчик П. И. Чайковского ? Маша (1966)
- «Икар» С. М. Слонимского ? Девушка (1971), Эола (1976)
- «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева ? Джульетта (1973)
- «Гусарская баллада» (по Т. Хренникову — Шура Азарова (1980)
- «Анюта» (по А. П. Чехову, хореография В. В. Васильева) ? Анна (1986)