Биография
Андре Антуан родился 31 января 1858 года в городе Лимож. Окончил престижный лицей Кондорсе.
Работал клерком в Газовом обществе в Париже.
«Свободный театр»
Обладая кипучей энергией и большой целеустремленностью, Антуан стал приверженцем натурализма, и более чем кто-либо другой во французском театре занимался пропагандой идейных взглядов Золя и постановкой спектаклей на основе его произведений .
В «Свободном театре» были поставлены, в частности, и «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1888), «Привидения» (1890) и «Дикая утка» (1891) Ибсена, «Нахлебник» И. С. Тургенева (1890), «Ткачи» Г.Гауптмана (1893).
«Театр Антуана»
«Одеон»
Постановки
- 1888 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого
- 1890 — «Привидения» Г. Ибсена
- 1890 — «Нахлебник» И. С. Тургенева
- 1891 — «Дикая утка» Г. Ибсена
Работа в кино
С 1914 по 1922 снял девять картин по заказу «Общества авторов и литераторов» и «Пате».
Первой его работой были «Братья-корсиканцы». Романтически приподнятая тема была заимствована из одноименного произведения А. Дюма.
Главное внимание А. Антуан обратил на глубокую обрисовку характеров и сумел передать в фильме острый динамизм действия, характерный для литературного источника.
За первой удачной работой последовали новые экранизации — «Виновный» по Коппе и «Труженики моря» по Гюго.
1922 — оставляет режиссуру и занимается кинокритикой в журнале «Ле журналь» (фр. Journal).
Творчество
Только немногие кинорежиссеры тех дней чувствовали специфические особенности киноискусства так остро, как Антуан. Уже в первой своей постановке «Братья-корсиканцы» он отказался рассматривать кинематографический кадр как некое подобие театральной сцены. Поставив между зрителями и актёрами воображаемую «четвертую» стену, он требовал от актёров, чтобы они заглушали в себе привычное чувство театральной рампы и отказывались от излишней экспрессии жестов и мимики, характерной для театра.
Богатый опыт работы в театре и склонность к экспериментированию очень пригодились Антуану в работе над постановкой фильмов. Чутье художника открывало ему все новые и новые возможности выразительного языка кино. Он пользовался движением камеры, изобретал новые приемы построения мизансцены, приспособляя их к условиям киносъемки, наконец, разбивая эпизоды на отдельные сцены и планы, интуитивно постигал законы монтажа.
Осваивая специфику кино, Антуан не злоупотреблял найденными приемами и очень тактично пользовался ими, не делая их самоцелью, как это наблюдалось у А. Ганса.
Внимание к жизни простых людей, стремление глубоко раскрыть характеры и широко использовать возможности реалистической передачи природы выгодно отличали фильмы Антуана от бытовавших тогда салонных мелодрам и серийных детективов. К сожалению, зрители кинотеатров не оценили строгой простоты его фильмов. Они отнеслись безучастно к его опытам. Реакция зрителей насторожила владельцев киностудий. По их мнению, ставка на талант Антуана не оправдала себя, и его работа в кино прекратилась.
Однако уроки Антуана не пропали даром: в более поздних работах Ж. Фейдера, Л. Пуарье, Р. Будриоза и Ж. де Баронселли можно обнаружить влияние его творческих установок.
Фильмография
- 1914 — 1793 год / совместно с Альбертом Капеллани фильм «1793 год», выпущенный французской цензурой на экран только в 1921 году
- 1916 — Братья-корсиканцы
- 1918 — Труженики моря
- 1917 — Виновный
- 1919 — Израиль
- 1920 — Ласточка и синица
- 1921 — Земля
- 1921 — Мадемуазель де ла Сегльер
- 1922 — Арлезианка