Мальцев, Алексей Петрович: биография
Как богослов, протоиерей А. Мальцев много выступал, в частности, на Велеградских конгрессах, и беспрерывно вёл переписку и дискуссии со многими западными богословами. Он допускал возможность единения с теми христианскими сообществами, которые сохранили от апостольского времени апостольское преемство, если будут отстранены все догматические расхождения между ними и Православной Церковью. Для англикан и старо-католиков он не видел такой возможности.
За свои труды протоиерей А. Мальцев был удостоен целого ряда почётов. Он был членом Петербургской, Московской и Казанской духовных академий, Русского Палестинского общества, Общества православных соединенных братств Нью-Йоркского округа, Королевско-греческого Археологического общества, Королевско-сербского общества св. Саввы и др., а в 1898 году онъ с детьми был возведён в потомственное дворянство. Его авторитет признавался в высших церковных кругах. В 1906 году он в Петербурге участвовал в Предсоборном Присутствии для обсуждения вопросов, подлежавших рассмотрению на планируемом Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1907 году онъ должен был стать преемником архиепископа Алеутского Тихона (Беллавина) в Америке, причём в его случае Синод даже не настаивал на пострижении в монашество. Однако, А. Мальцев отказался от этого предложения ради Братства и своей службы в Германии. Он мечтал ещё о сооружении Братством православного собора св. Андрея в Берлине. Первая мировая война разрушила все его планы. Вместе со всем русским духовенством и со всеми российскими дипломатами протоиерей А. Мальцев 3 августа (21 июля) 1914 года вынужден был покинуть Германию и вернуться в Россию.
В Москве он какое-то время надеялся продолжать хотя бы издавать братский журнал «Церковную Правду», но его здоровие всё ухудшалось. Он болел диабетом. 15 (28) апреля 1915 года он умер в Кисловодске, где находился для лечения. После отпевания в храме Петроградской духовной академии он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петрограде.
Сочинения
- Нравственная философия утилитаризма. Историко-критическое исследование. Магистерская диссертация. Санкт-Петербург 1879.
- Современное развитие и значение утилитаризма. Христианское чтение, часть I, стр. 86-97, Санкт-Петербург 1880.
- Замечания на рецензию «Русской Мысли». «Церковный вестник», № 18, стр. 5-6, 1880.
- Вопросы матерям о детях. (Написано совместно с П. Ф. Каптеревым). Санкт-Петербург 1881.
- Библиографические заметки. Двенадцать речей из учебной практики преподавателя греческого языка Н. Корсунского. «Церковный вестник», № 7, стр. 7-8, 1882.
- Основание педагогики. Санкт-Петербург 1885.
- Международный конгресс старокатоликов. «Прибавления к Церковным ведомостям», № 40, стр. 1327—1334, 1890.
- Божественные литургии святых отцов Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова (нем. и церковно-слав.). Берлин 1890.
- Всенощное бдение или вечерня в соединении с утреней (нем. и церковно-слав.). Берлин 1892.
- «В добрый путь». Заграничный справочный календарь. Издание Свято-Князь-Владимирского братства, Берлин и Санкт-Петербург 1892.
- Второй Международный Старокатолический конгресс в Люцерне. «Новое время», № 5979-5986, 1892.
- Русская Церковь. Второе возражение на труд д-ра Павла Иргена (нем.). Берлин 1893.
- Русская Церковь. Второй трактат полемический г. П. Иргена (нем.). Берлин 1893.
- Русская Церковь и д-р Кни (нем.). Берлин 1893.
- Русская Церковь по изображению римско-католического писателя (разбор сочинения д-ра Кни: Русская Церковь, её учение и культ). «Христианское чтение», стр. 262—285, 1894.
- Догматические разъяснения к введению в понимание восточно-кафолических воззрений в их отношении к римским и протестантским воззрениям (нем.). Берлин 1894.
- Литургии Православно-Кафолической Церкви (нем.). Берлин 1894.
- Великий покаянный канон святого Андрея Критского (нем. и церковно-слав.). Берлин 1894.
- Канонник Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). Берлин 1895.
- Ответы на сочинения г-на Рема «Послание католика к православному богослову» и на труд д-ра Грубера «Назад от схизмы» (нем.). Берлин 1896.
- Священное коронование (нем. и церковно-слав.). Берлин 1896.
- Книга молебных пений (нем. и церковно-слав.). Берлин 1897.
- Чины присоединения к Православной Церкви. Берлин 1897.
- Таинства Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). Берлин 1898.
- Чины погребения и некоторые особенные и древние церковные службы Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). Берлин 1898.
- Постная и Цветная Триоди с воскресными песнопениями Октоиха (нем. и церковно-слав.). Берлин 1899.
- Старокатолицизм и Православие. «Прибавления к Церковным ведомостям», № 42, стр. 1562—1568, и № 43, стр. 1601—1609, 1898.
- Месяцеслов Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). I часть (сентябрь-февраль). Берлин 1900.
- Месяцеслов Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церковно-слав.). II часть (март-август). Берлин 1901.
- Литургикон (Служебник) (нем.). Берлин 1902.
- Старокатолицизм и Православие. «Вера и Церковь», кн. 4, стр. 693—708, 1902.
- Октоих Православно-Кафолической Церкви (нем. и церковно-слав.). Берлин 1904.
- Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. Санкт-Петербург 1903.
- Германия. Статья в «Православной Богословской Энциклопедии», т. IV, стлб. 265—296.
- Из прошлого русских православных церквей Берлина. Сант-Петербург 1905.
- К XV-летию Свято-Князь-Владимирского Братства в Берлине. Берлин 1906.
- Берлинский Братский Ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Справочник. Сант-Петербург 1906.
- О постановке богословского образования в Германии, и отчасти в Англии и Америке. «Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия», т. II, стр. 209—216. Санкт-Петербург 1906.
- Внутренняя миссия. «Журналы и Протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия», т. II, стр. 38-45. Санкт-Петербург 1906.
- О следах призывания Святого Духа в молитве римской литургии (доклад, предложенный на II-ом Велеградском конгрессе 19 июля 1909 года). «Христианское чтение», ч. II, стр. 1412—1426, 1910.
- Берлинский Братский Временник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Издание Свято-Князь-Владимирского братства, Берлин 1911.
- Божественные Литургии святых отцов Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова (нем.). К XXV-летию служения в Берлине. Берлин 1911.
- «Церковная Правда» (журнал), № 1-24, Берлин 1913.
- «Церковная Правда» (журнал), № 25-39, Берлин 1914.
Переводы:
- Бэн. Психология. Перевод с английского. Санкт-Петербург 1885.
- Е.Берсье. Беседы. 5 тт. Перевод с французского. Санкт-Петербург 1902.
- Е.Берсье. Христианство и воображения. Перевод с французского. Москва 1910.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
активная деятельница социалистического и женского движений Великобритании и суфражистка, переводчица литературных произведений
российский филолог-востоковед, философ, переводчик
украинский советский драматург, переводчик, театральный деятель
известный раввин, переводчик Талмуда на современный иврит, английский, русский и испанский
русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы
сотрудник германской военной разведки
переводчица, жена писателя Николая Васильевича Шелгунова
барон, дипломат Петровского времени