Биография
Своё первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесе, в Ионической школе, которая отличалась мягкостью рисунка и нежностью колорита; впоследствии он отправился в Сикион, где поступил в школу Памфила, и вполне усвоил себе особенности, сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка. Соединив в своем лице все, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил её до крайней степени совершенства, прядав ей особенно свойственный ему отпечаток-грацию. Во времена Филиппа II он поселился в Пелле в Македонии, и здесь то, вероятно, зародилась та тесная дружба его с Александром Великим. Видимо его учитель Памфил, македонец по происхождению, посодействовал Апеллесу стать художником в свите македонского царя Филиппа, где он завоевал такой авторитет, что преемник Филиппа Александр Великий издал указ, запрещающий кому-либо рисовать портреты Александра кроме как Апеллесу. По всей видимости Апеллес сопровождал какое-то время Александра в походе на персов. В эпоху диадохов художник рисует портреты новоявленных царей.
Его своеобразный гений особенно блестяще проявился в изображениях Афродиты, Харит и других богинь юности и красоты. Наиболее славится его картина Афродиты Анадиомены, на которой богиня выходить из воды морских и выжимает свои влажные волосы, а также изображение Артемиды с её охотничьей свитой. Но и в изображениях героев Апеллес достиг такого же совершенства. Особенно часто изображал он Александра Великого и его славных полководцев. Знаменитейшая из картин этого рода хранилась в храме Дианы в Эфесе и изображала Александра Великого с молнией в руках. К этой именно картине относятся слова Александра, сказавшего, что существуют только два Александра: один — сын Филиппа, другой — Апеллес; первый непобедим, второй неподражаем.
Умер он в признании современников как первый художник Эллады, однако как пишет Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, где он умер, в этом ли городе (имеется в виду Колофон) или же на острове Косе, достоверно определить нельзя.
Античные писатели донесли до нас отрывочные истории из жизни художника, обращая в основном внимание на занимательные анекдоты и творчество Апеллеса. Годы его жизни можно оценить из следующих фактов: Апеллес оказался при дворе Филиппа II видимо после смерти Памфила (ок. 350 до н. э.), то есть должен был родиться до 370 до н. э., чтобы стать признанным мастером к тому времени. Затем отмечен факт его пребывания при царе Птолемее, то есть в районе 306 до н. э.. Этот диапазон и считается годами жизни художника.
Анекдоты из жизни Апеллеса
Приведенные истории переданы Плинием в его «Естественной истории».
- Дар Александра Великого . Наиболее известная история о любви художника к своей модели вдохновила поздних живописцев на создание многих полотен. Этот случай изложен в статье про Кампаспу.
- Состязание с Протогеном. Прибыв на Родос, Апеллес посетил мастерскую известного художника Протогена. Того не оказалось дома. Апеллес велел служанке известить хозяина о своем визите, не называясь, но вместо этого провёл изящную линию вдоль полотна, приготовленного для рисования. По возвращении Протоген сразу же признал неназванного гостя по совершенству исполнения одной лишь линии, а затем нанёс тонкий штрих другого цвета поверх линии Апеллеса. Когда Апеллес вернулся, то раздосадованный мастерством соперника сделал следующее (зависит от трактовки перевода Плиния): другим цветом расщепил линию Протогена, не оставив никакой возможности для дальнейшего соревнования, так как линия почти растворялась в воздухе. Эта картина позднее была перевезена в Рим, где вызывала наибольшее удивление зрителей среди всех творений искусства из Греции, пока не погибла при пожаре во дворце Цезаря.
- Башмачник. Стремясь достичь точности в создании образов, Апеллес выставлял картины на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе. К следующему дню Апеллес исправил дефект. Когда вновь объявившийся башмачник стал критиковать нарисованную ногу, сердитый художник выскочил и крикнул башмачнику, чтобы тот не высказывал мнения, не имеющего отношение к сандалиям. Плиний приписывает именно Апеллесу рождение римской поговорки: Ne sutor ultra crepidam (Да не судит башмачник выше обуви.)