Биография
До прибытия в Галисию
Мартин родился около 520 года в Паннонии, в семье богатых родителей. Получив прекрасное образование, он очень рано принял решение стать священником. С этой целью он совершил паломничество в Святую землю, посетив Палестину и Египет. Здесь он принял духовный сан и познакомился с традициями широко распространённого в этих землях монашества. Отсюда Мартин направился в Рим, а затем во Франкское государство. В Арле он, возможно, встретился с активным сторонником распространения монастырей в Галлии святым Цезарием и воспринял его концепцию монашества.
В конце 540-х годов в Тур, куда Мартин прехал, чтобы поклониться реликвиям святого Мартина Турского, прибыли послы от короля свевов Харариха. Послы исповедовавших арианство свевов обратились с молитвами к святому Мартину Турскому, обещая от имени своего короля, что если с помощью этого святого смертельно больной королевский сын исцелится, то Харарих откажется от арианства и примет ортодоксальное христианство на основе Никейского Символа веры. В страну свевов были отправлены частицы мощей святого Мартина Турского, благодаря которым сын короля выздоровел. После этого Харарих и все его придворные перешли в ортодоксальное христианство. В благодарность за помощь король свевов отправил в Тур новое посольство, которое привезло в подарок базилике Святого Мартина большое количество золота. На этот раз вместе с послами в Галисию отправился и Мартин Брагский, желавший принять участие в обращении и остальных свевов в ортодоксальное христианство. Это произошло около 550 года.
Так об этих событиях сообщает Григорий Турский. Другие средневековые историки, например Исидор Севильский, ничего не говорят о короле по имени Харарих, связывая отказ свевов от арианства с более поздним королём Теодемиром. Современные историки предполагают, что вероятной причиной перехода королей свевов в ортодоксальное христианство была политическая ситуация (внешняя или внутренняя) в королевстве, однако эти причины из-за недостаточного количества материалов по истории свевов середины VI века точно неизвестны.
«Апостол Галисии»
Прибыв в Галисию, Мартин своей образованностью и рвением к обращению свевов в ортодоксальное христианство сразу же добился расположения к себе Харариха. Получив от короля землю в местечке Думио (сейчас один из пригородов Браги), Мартин основал здесь монашескую общину. Думийский монастырь — первый монастырь, возникший на территории Пиренейского полуострова, — являлся главным центром распространения ортодоксии среди свевов, а монастырский скрипторий — одним из крупнейших на полуострове центров распространения текстов, в основе которых лежал Никейский символ веры. Почитаемый местными жителями как непримиримый борец с арианством, Мартин по их просьбе и с согласия короля вскоре принял сан епископа Думио. Его интронизация состоялась 5 мая 556 года. В 558 году Мартин освятил кафедральный храм новой епархии. Думийское епископство вошла в единственную на то время в Королевстве свевов митрополию, во главе которой стоял епископ Браги. Территория новой епархии ограничивалась только непосредственными владениями Думийского монастыря. Это был единственный случай в истории западноевропейского Средневековья, когда епархия занимала бы такую небольшую площадь.
По инициативе епископа Мартина и при поддержке нового короля свевов Ариамира 1 мая 561 года состоялся Первый Брагский собор, окончательно закрепивший отказ свевов от арианства. В собрании, на котором председательствовал епископ Браги Лукреций, приняли участие восемь галисийских епископов, а также представители свевской знати. В актах собора, содержавших 39 канонов, единогласно подтверждалась приверженность церкви Свевского королевства Никейскому символу веры, содержались перечень мер против распространившейся среди свевов присцилианской ереси и несколько правил для священнослужителей. В 563 году каноны Первого Брагского собора были одобрены папой римским Иоанном III.